Руль высоты самолёта: устройство, функции и принцип работы в управлении тангажом

В этом материале мы разберём, как устроен и зачем нужен руль высоты — один из ключевых элементов управления самолётом. Этот материал входит в серию статей SkyMoments, посвящённую конструкции гражданских самолётов.

18 мая 2025 г.

Руль высоты самолёта: устройство, функции и принцип работы в управлении тангажом

Руль высоты — это подвижная аэродинамическая поверхность, расположенная на хвостовой части горизонтального стабилизатора, с помощью которой пилот управляет тангажом, то есть движением носа самолёта вверх и вниз. Он функционирует за счёт отклонения воздушного потока: при его отклонении создаётся подъёмная сила, изменяющая момент относительно центра масс.

На большинстве современных самолётов руль высоты установлен на подвижном или фиксированном стабилизаторе. Если стабилизатор триммируемый, он работает в тандеме с рулём высоты: стабилизатор задаёт общий угол, а руль отвечает за маневренность.

Принцип работы

Когда пилот тянет штурвал на себя, руль высоты отклоняется вверх, создавая дополнительную подъемную силу, направленную вниз, что приводит к опусканию хвоста самолёта и подъёму носа. При движении штурвала «от себя» происходит обратный процесс: нос опускается.

На современных самолётах сигнал от штурвала передаётся через системы управления, которые могут быть традиционными тросовыми, гидравлическими или электродистанционными (fly-by-wire), как на Airbus A320 или Boeing 777. Руль высоты используется не только в ручном пилотировании, но и в работе автопилота, систем защиты от сваливания и триммирования.

Picture background

Elevator – руль высоты

Конструктивные особенности

Руль высоты может иметь различные конструкции в зависимости от типа самолёта: 

• Раздельный от стабилизатора (классическая схема).

• Цельноповоротный стабилизатор (stabilator), где вся поверхность функционирует как руль.

• Тандемная схема (например, у «уток»), где руль высоты расположен спереди в виде подвижного канарда.

Обычно руль высоты симметричен и состоит из двух половин, которые управляются синхронно. В конструкции могут быть предусмотрены триммеры и сервокомпенсаторы для балансировки усилий.

Безопасность и эксплуатация

Отказ рулей высоты может привести к серьёзным последствиям, включая потерю управления тангажом, что может вызвать сваливание или резкое пикирование. Поэтому на всех лайнерах предусмотрены дублирующие каналы управления, а система проходит строгие проверки при каждом техническом обслуживании.

Известны инциденты, связанные с заклиниванием рулей или неправильной настройкой триммера, как, например, в случае с рейсом Alaska Airlines 261 (MD-83), когда разрушился винт стабилизатора. Это подчеркивает важность надёжности всей системы управления тангажом.

Вывод

Руль высоты — это не просто подвижная часть в хвостовой части самолёта, а ключевой инструмент для управления его положением в вертикальной плоскости. Его работа напрямую влияет на устойчивость, посадку, набор высоты и общую безопасность полёта.

ИИ-помощник от SkyMoments

Altair поможет разобраться, уточнить детали, объяснить непонятное