ACARS в авиации: как работает система обмена сообщениями между самолётом и землёй
Недавно мы писали, что S7 Airlines первой в России начнёт применение российской системы ACARS. В этой статье мы рассмотрим что такое, как работает и для чего нужна эта система
10 октября 2024 г.

ACARS (Aircraft Communications Addressing and Reporting System) - это цифровая система связи, используемая на самолетах, которая позволяет отправлять и получать сообщения в текстовом формате (СМСки) между самолетами и наземными станциями. Как правило, используется для обмена информацией с авиакомпанией.
Как работает

Одна из рабочих радиостанций в кабине устанавливается в режим DATA, т.е. прием-передача данных, при этом летчику не требуется устанавливать частоту, все частоты ACARS заранее запрограммированы и автоматически выбираются в зависимости от региона полета. Пилот на пульте FMS (Flight Management System) набирает сообщение и адрес получателя. Далее кодирующее устройство преобразует сообщение в тональный вид и с помощью обыкновенной VHF (Very High Frequency) радиосвязи передает его на наземную станцию, где это сообщение раскодируется и передается получателю. Аналогично сообщения передаются с земли на борт, по желанию отправителя они могут автоматически распечатываться на принтере в кабине или выводиться на дисплей. Сообщения передаваемые с земли на борт называют UPLINK, а с борта на землю DOWNLINK. Помимо передачи данных по каналу УКВ радиосвязи на наземные радиостанции, может применяться спутниковый канал передачи данных.

Применение
Технология ACARS на сегодняшний день широко используется в авиации:
• Связь между авиакомпанией и экипажем: На борт самолета могут передаваться различные документы, такие как план полета, центровочные документы и списки пассажиров, а также другая информация, связанная с выполнением рейса. Экипаж также может отправлять запросы, например, о выходах на посадку для трансферных пассажиров или сообщать о неисправностях воздушного судна.
• Автоматизированные сообщения для авиакомпании: В зависимости от конфигурации бортового оборудования, самолет может периодически отправлять сообщения или уведомления о событиях, таких как взлет или посадка, а также текущие координаты и остаток топлива. Особенно важны автоматические уведомления о неисправностях на борту, которые помогают организовать техническое обслуживание и заказать запчасти заранее, что значительно сокращает время простоя самолета.
• Получение метеорологических сводок и сервис D-ATIS: Эта функция особенно популярна среди пилотов. Ранее для получения информации о погоде приходилось прослушивать определенные частоты при подходе к аэропорту назначения, теперь же ее можно получить и распечатать в кабине нажатием нескольких кнопок, независимо от расстояния до аэродрома. Однако стоит отметить, что этот сервис доступен не во всех аэропортах.
• Связь между диспетчером УВД и пилотом: Это касается технологии CPDLC (controller-pilot data-link communication), которая работает по каналам ACARS. Она позволяет обмениваться сообщениями между диспетчером и экипажем без использования голосовой связи. В России CPDLC пока не применяется, хотя уже много лет успешно функционирует в верхнем воздушном пространстве в некоторых регионах Европы и США.

Итог
ACARS - это цифровая система связи в виде текстовых сообщениях, позволяющая обмениваться информацией между самолетом и наземной станцией. Чаще всего используется для связи между бортом и авиакомпанией, а также для получения метеорологических сводок и сервиса D-ATIS.
Powered by Froala Editor
ИИ-помощник от SkyMoments
Altair поможет разобраться, уточнить детали, объяснить непонятное