Что такое Flight Control Laws: режимы управления полётом в современной авиации

В этой статье расскажем как устроены законы управления на гражданских лайнерах, чем отличается подход Airbus от Boeing, и почему всё это важно не только для пилота, но и для понимания современной авиации в целом.

17 мая 2025 г.

Что такое Flight Control Laws: режимы управления полётом в современной авиации

Общий принцип: назначение "законов" управления

Современные авиалайнеры оснащены сложными электронными системами управления, которые обеспечивают безопасность, стабильность и эффективность полёта. Одной из ключевых концепций в архитектуре таких систем, особенно на самолётах с fly-by-wire (подробнее о технологии — в нашей статье), являются так называемые Flight Control Laws — режимы логики управления полётом. Эти режимы определяют, как пилотские команды интерпретируются и преобразуются в действия рулевых поверхностей, и какие ограничения накладываются на них системой.

На современных самолётах, таких как Airbus A320, A350 и Boeing 787, пилоты не управляют аэродинамическими поверхностями напрямую. Вместо этого они вводят команды в компьютер через джойстик или штурвал. Flight Control Computer интерпретирует эти команды, учитывая параметры полёта и выбранный режим — закон управления. Это позволяет корректировать действия пилота, предотвращая, например, сваливание, чрезмерные перегрузки или выход за пределы допустимых характеристик полёта.

Законы управления представляют собой уровни автоматической поддержки и защиты, которые активируются в зависимости от ситуации: нормального полёта, отказа систем, посадки и т. д.

Типы законов управления (на примере Airbus)

В Airbus, где архитектура fly-by-wire особенно централизована, выделяют три основных режима:

Normal Law (Нормальный закон)

Это основной режим во время стандартного полёта, который обеспечивает:

  • Полную защиту от сваливания и превышения допустимых углов атаки.
  • Защиту от перегрузки (обычно ±2.5G в крейсерском режиме).
  • Защиту по крену и тангажу.
  • Автоматическое триммирование самолёта, что освобождает пилота от необходимости вручную управлять стабилизатором.

В этом режиме команды пилота интерпретируются как команды по угловой скорости (pitch rate/roll rate), а не как отклонение рулей.

Alternate Law (Альтернативный закон)

Этот режим активируется при отказах части систем или сенсоров и делится на подвиды — Alternate 1 и Alternate 2, в зависимости от доступных данных. Он обеспечивает более ограниченный уровень защиты:

  • Некоторые ограничения по углу атаки или перегрузке могут быть отключены.
  • Управление по тангажу может стать прямым (direct pitch control), без автоматического триммирования.
  • Защита от сваливания может отсутствовать.

Пилот ощущает меньшую поддержку от самолёта и должен быть более внимательным к перегрузкам и скоростям.

Отображение закона управления на PFD

Direct Law (Прямой закон)

В этом режиме все команды пилота интерпретируются напрямую как команды отклонения рулевых поверхностей. Автоматическое триммирование отключено, защиты отсутствуют. Самолёт управляется как классический, без автоматизации. Этот режим часто используется на земле (например, при рулении) и может активироваться в воздухе при множественных отказах.

Mechanical Backup (Механический резерв)

Это крайне редкий режим, который используется в случае полного отказа электроники. Управление осуществляется через прямую связь с триммером стабилизатора и рулём направления с помощью механической проводки. Этот режим применяется только для удержания самолёта и экстренной посадки.

Boeing: подход, основанный на ощущениях пилота

В отличие от Airbus, где система всегда «фильтрует» действия пилота, Boeing придерживается другой концепции: она направлена на сохранение естественных ощущений от управления, как будто пилот управляет самолётом напрямую. Тем не менее, законы и логика управления также присутствуют, но они менее навязчивы.

Например, в Boeing 777 и 787 используется Envelope Protection — защита от превышения углов атаки, перегрузки и выхода за пределы допустимых характеристик. Однако пилот может «перебороть» систему в критических ситуациях. Это управление называется CWS (Control Wheel Steering) или PFC Laws (Primary Flight Computer Laws).

Переход между режимами

Законы управления изменяются в зависимости от:

  • Отказов в системе управления, сенсорах или авионике.
  • Стадии полёта (взлёт, набор высоты, эшелон, посадка).
  • Специфики конфигурации (выпущенные закрылки, шасси и т. д.).

Пилоты получают визуальные индикации на PFD (Primary Flight Display) при изменении текущего режима. Например, при переходе из Normal в Alternate Law в Airbus на PFD исчезают указатели защиты по углу атаки, появляется предупреждение, и изменяется поведение самолёта.

Почему это важно?

Flight Control Laws — это не просто программное обеспечение. Это философия управления, которая существенно влияет на взаимодействие человека и машины. На Airbus пилот выступает в роли оператора, задающего команды, а система реализует их безопасным образом. На Boeing пилот управляет самолётом более активно, в то время как система предоставляет поддержку незаметно.

Эти различия также отражаются в аварийных ситуациях, тренировках экипажей и даже в ощущениях пассажиров — плавности, устойчивости и манёвренности.

Заключение

Flight Control Laws — это основа цифрового управления в современной авиации. Они повышают надёжность полёта, снимают часть нагрузки с пилота и защищают от ошибок. При этом у каждого производителя свой подход: Airbus делает упор на жёсткую централизацию и контроль, а Boeing больше ориентируется на сохранение ощущений ручного управления. Разобраться в этих режимах важно не только пилотам, но и всем, кто хочет понимать, как устроена современная авиация.

ИИ-помощник от SkyMoments

Altair поможет разобраться, уточнить детали, объяснить непонятное