QNH, QFE, QNE: установка давления на высотомере
В этой статье мы расскажем о барометрическом методе измерения высоты в авиации, а так же о трех способов установки давления на высотомере: QNH, QFE и QNE
20 октября 2024 г.

Барометрический метод измерения высоты, несмотря на свою простоту, остается основным в авиации. Барометрические высотомеры фактически измеряют атмосферное давление, и, зная, как давление изменяется с высотой, можно легко определить высоту. Изменение высоты на единицу давления называется барической ступенью, которая закладывается в механизм высотомера. Для правильной работы прибора необходимо установить исходное давление, соответствующее нулю высоты. Существуют три общепринятых способа установки давления: QNH, QFE и QNE.
Хотя реальная барическая ступень может изменяться в зависимости от условий, для самолетов, преодолевающих большие расстояния за короткое время, нецелесообразно определять высоту, основываясь на местных условиях. В авиации используется международная стандартная атмосфера (ISA) — модель, в которой учтены барическая ступень и давление на уровне моря. В условиях стандартной атмосферы 1 мм ртутного столба соответствует 11 метрам высоты, а 1 hPa (гектопаскаль) — 9 метрам. Стандартное давление на уровне моря составляет 760 мм ртутного столба или 1013,25 гектопаскалей. В некоторых странах, например в США, используется дюйм ртутного столба, где стандартное давление составляет 29.92 дюйма.
Для того чтобы высотомер мог измерить высоту, необходимо задать начальное значение, то есть установить давление, соответствующее нулю высоты. Возникает вопрос о том, что принять за этот ноль: уровень аэродрома или уровень моря. Однако ни то ни другое не подходит для длительных перелетов на большие расстояния. Поскольку атмосферное давление изменчиво, крайне важно устанавливать актуальное давление на высотомере; в противном случае реальная высота может значительно отличаться от показаний прибора, что представляет опасность для полета.
В современном авиационном деле используются три системы отсчета барометрической высоты: QNH, QFE и QNE. Стоит отметить, что это не аббревиатуры, а коды радиотелефонной азбуки Морзе, оставшиеся с тех времен.

QNH
QNH – это давление на уровне моря в точке измерения, еще его называют давлением приведенным к уровню моря. Если вы установите давление QNH на высотомере, то получите свое превышение относительно уровня моря. После посадки, высотомер, на котором установлено QNH аэродрома, должен показать превышение аэродрома.
QFE
QFE – давление, измеренное на уровне аэродрома. Установив давление аэродрома и находясь на этом аэродроме, на высотомере увидим ноль.
QNE
QNE – стандартное давление, его значение закреплено документально, и оно постоянно. Как уже говорилось ранее, в зависимости от применяемых единиц измерения, стандартное давление может принимать следующий вид: 760 mmHg; 1013,25 hPA или 29,92 inHg. Кстати, поскольку давление величина переменная, выдерживая постоянное давление самолет фактически не находится в горизонтальном полете. Установив стандартное давление на высотомере, получаем высоту от условного уровня, который может находиться как над уровнем моря, так и под ним (в зависимости от атмосферных условий).
Изменение давления по маршруту полета и
изменение абсолютной высоты при выдерживании постоянной высоты
по стандартному давлению.
Последовательность установки давления
Если говорить о «большой» авиации, которая летает высоко и далеко, последовательность установки давления выглядит следующим образом.
В зависимости от правил, действующих в конкретной стране и авиакомпании, перед вылетом устанавливается текущее значение QNH или QFE для аэродрома вылета. Затем, при наборе высоты на так называемой высоте перехода, экипаж переключается на стандартное давление (QNE). Высота перехода может быть специфичной для каждого аэродрома (обычно в пределах 1000-2000 метров) или единой для всей страны. Полеты на маршруте выше высоты перехода выполняются по стандартному давлению QNE. При снижении, пересекая эшелон перехода, экипаж устанавливает QNH или QFE, полученные на аэродроме посадки. Эшелон перехода также может быть как индивидуальным для конкретного аэродрома, так и единым для всей территории государства — например, в США это 18000 футов.
Крайне важно, чтобы на высоте перехода экипаж установил стандартное давление, поскольку вертикальное эшелонирование воздушных судов осуществляется на основе данных о высоте, автоматически передаваемых с борта на землю. Поэтому необходимо, чтобы все воздушные суда измеряли высоту от одного и того же уровня. В настоящее время во всем мире при полетах выше высоты перехода используется стандартное давление QNE.
Что касается «малой» авиации, которая осуществляет полеты на небольших высотах, выполнение полетов по QNH в районе полета является единственным безопасным способом поддержания нужной высоты. Экипаж должен постоянно получать актуальное давление от диспетчера и устанавливать его на борту.
QFE или QNH
В СССР и России традиционно использовалось давление QFE, давление от уровня аэродрома, однако с переходом на зарубежные самолеты наблюдается тенденция к внедрению QNH, от уровня моря. Этот вопрос стал предметом споров между двумя авиационными школами: западной и советской. Если убрать идеологические аспекты, можно сказать, что использование QNH действительно безопаснее.
Основной недостаток QNH заключается в том, что при полетах вблизи аэродрома пилот должен помнить о превышении аэродрома. В то же время, использование QFE позволяет видеть на высотомере ноль при заходе на посадку. Однако стоит учитывать, что высоты препятствий на картах указываются относительно уровня моря, поэтому более логично измерять высоту также относительно этого уровня.
При ошибочном переводе давления со стандартного на QNH (или при отсутствии перехода на QNH) вероятность ошибки значительно ниже, чем при переходе с QNE на QFE. Ошибки в установке давления QFE на горных аэродромах могут быть крайне опасны. Например, если превышение аэродрома составляет 1000 метров, а экипаж забыл переключить давление на эшелоне перехода, он окажется на 1000 метров ниже необходимой высоты при заходе на посадку. При значительных превышениях шкалы давления на высотомере может не хватить для установки низкого давления, что усложняет работу экипажа.
На сегодняшний день в России все еще широко используется QFE, но допускается и применение QNH. Следует отметить, что вся иностранная авионика рассчитана на использование QNH, а использование QFE в некоторых случаях может привести к некорректной работе бортового оборудования, например системы EGPWS, если данные о высоте поступают от баровысотомера.
Powered by Froala Editor
ИИ-помощник от SkyMoments
Altair поможет разобраться, уточнить детали, объяснить непонятное