Система видеозаписи в кабине пилотов: новый инструмент в обеспечении безопасности
В авиации постоянно ищут способы повысить безопасность и контроль за экипажем. Одно из таких решений — установка видеонаблюдения в кабине пилотов, которое позволяет фиксировать всё, что происходит «за штурвалом». В этой статье разберём, как работает эта система, зачем её внедряют и почему она вызывает споры среди пилотов и авиакомпаний.
Редакция SkyMoments, 7 Июня 2025
Система видеозаписи в кабине пилотов (Cockpit Image Recorder, CIR) — это внутренняя камера, установленная в кабине экипажа. Её основная задача — фиксировать происходящее на видео во время полёта, особенно в критические моменты. Такая запись может стать важным источником информации при расследовании инцидентов и катастроф: видно, как экипаж действовал, были ли ошибки, что происходило в кабине в динамике.
Необходимость внедрения CIR обсуждается на фоне нескольких крупных происшествий, в которых было недостаточно данных речевого самописца (CVR) и параметрического регистратора (FDR). Видеозапись может стать тем недостающим элементом, который даст полную картину происходящего.
Как устроена система
CIR включает:
- одну или несколько камер, охватывающих пилотские кресла, панель управления и зону штурвалов;
- записывающее устройство, синхронизированное с CVR и FDR;
- систему хранения и шифрования, исключающую доступ к видео в полёте;
- механизмы автоматической активации в случае нештатной ситуации.
Видео не отображается в реальном времени, не передаётся с борта и не доступно экипажу. Данные расшифровываются исключительно при расследованиях, по решению уполномоченных органов. Система может быть интегрирована с EFB или дисплеями, но только в части взаимодействия с другими данными.
Регуляторный контекст
Пока CIR не является обязательной. Однако ICAO, EASA и ряд национальных авиационных властей рассматривают её как часть перспективной архитектуры безопасности. Airbus и Embraer уже предлагают CIR как опцию на новых ВС — например, в A350 и Embraer E2 (в рамках системы FOMAX).
Этические и операционные риски
CIR вызывает жёсткую полемику:
- пилоты опасаются тотального контроля и подрыва доверия к экипажу;
- профсоюзы настаивают на том, что кабина — это рабочее пространство, а не наблюдаемый объект;
- технически остаются риски утечек, несмотря на шифрование и протоколы доступа;
- постоянное знание о камере может демотивировать или даже мешать в стрессовой ситуации.
Перспективы и барьеры
Внедрение CIR возможно только при чёткой регуляции, защите прав экипажа и выверенном юридическом механизме доступа к данным. В противном случае даже потенциальная польза будет нивелирована сопротивлением со стороны пилотов.
Вывод
Cockpit Image Recorder — это сильный, но спорный инструмент. Он может серьёзно усилить качество расследований и понимание причин происшествий, но лишь при условии, что баланс между безопасностью, доверием и правами экипажа будет выстроен правильно. Пока это лишь технология «на пороге», но не исключено, что в ближайшие 5–10 лет она станет нормой на всех новых типах ВС — особенно под давлением регуляторов и общественности.
Новые статьи про Авиацию каждую неделю! Следите за ними в Telegram и ВКонтакте.
Поиск дешевых авиабилетов
Читайте так же

Reversionary Modes: как самолёт сохраняет управляемость при отказах автоматики
2025-06-14

Органы управления полётом: элероны, руль высоты, руль направления, вертикальный и горизонтальный стабилизаторы
2025-06-09

Экранная кабина: как пилоты используют PFD, ND, ECAM, EICAS и MFD
2025-06-09

Механизация крыла: как работают закрылки, предкрылки, спойлеры и интерцепторы
2025-06-08