Top.Mail.Ru

Элементы разметки взлётно-посадочной полосы: как ориентируются пилоты на ВПП

В этой статье расскажем, какие обозначения используются на ВПП, а также что означают цифры, буквы и полоски на полосе.

Vinetsky Anton, 18 Марта 2025

Изображение

Автор фото: Daems Guy

Взлетно-посадочная полоса (ВПП) кажется простым бетонным или асфальтовым покрытием, но на самом деле это тщательно организованное пространство с множеством визуальных подсказок для пилотов. Разметка на ВПП играет ключевую роль в безопасности полетов, помогая экипажам точно ориентироваться при взлете, посадке и рулении.


Picture background

1. Номер ВПП

Каждая полоса обозначается двухзначным числом, а иногда с буквой. Число является магнитным азимутом курса посадки воздушного судна, округлённым до ближайших десяти градусов. Например, если посадочный курс составляет 273°, ВПП получит номер 27. Если у аэропорта две или три параллельные полосы, к номеру добавляют буквы L (левая), C (центральная) и R (правая).

Например, в Лос-Анджелесе есть полосы 24L и 24R – это две параллельные ВПП, направленные примерно на 240°.


Picture background

2. Разметка порога ВПП (Threshold)

Порог полосы обозначает начало зоны, пригодной для посадки. Размещается в шести метрах от торца полосы. Разметка представляет собой серию белых полос, похожих на зебру, количество которых зависит от ширины ВПП:

  • 4 полосы – ширина ВПП 18м,
  • 6 полос – 23м,
  • 8 полос – 30м,
  • 10 полос - 37-38м,
  • 12 полос – 45м,
  • 16 полос – 60м.

Введена такая система маркировки для того, чтобы взглянув на порог полосы, пилот сразу имел возможность оценить ширину ВПП и её пригодность для посадки управляемого им воздушного судна.


Picture background

3. Центральная осевая линия

Белая пунктирная линия по центру ВПП помогает пилотам удерживать правильное направление самолета при взлете и посадке. Ширина разметки и расстояние между сегментами стандартизированы, чтобы обеспечить хорошую видимость из кабины.


Picture background

4. Точечные отметки приземления (Touchdown Zone Marks)

Точечные отметки приземления – это группа белых прямоугольников, расположенных вдоль центральной оси ВПП после порога. Их основная задача – помочь пилотам определить, где именно должны коснуться ВПП основные стойки шасси при посадке.

Отметки расположены с интервалом 150м и размещены симметрично относительно центральной осевой линии. Количество таких меток зависит от длины ВПП – чем она длиннее, тем больше разметки.


5. Разметка зоны посадки (Aiming Point Markers)

Разметка зоны посадки представляет собой две большие белые полосы, которые находятся примерно в 300м от начала ВПП (в зависимости от длины полосы). Эти полосы служат визуальным ориентиром, показывая пилотам, куда следует “целиться” при снижении, чтобы выполнить правильную посадку.

Эти метки особенно важны при заходе на посадку по приборам (ILS), когда пилоты ориентируются не только на визуальные ориентиры, но и на сигналы навигационной системы. Если самолет заходит на посадку по стандартному глиссадному углу 3°, то при касании в этой зоне у него остается достаточно дистанции для безопасного торможения.


Picture background

6. Маркировка краёв ВПП

Маркировка краёв ВПП представляет собой сплошную белую линию, указывающую на внешние кромки полосы. Пересекать её, само собой, недопустимо.


Picture background

7. Разметка отказанной посадки (Displaced Threshold)

Иногда начало ВПП сдвигают вперед из-за препятствий или плохого состояния покрытия. Такой участок также называется смещённый порог и обозначается специальной белой стрелочной разметкой и может использоваться только для взлета или пробега после посадки.


Picture background

8. Маркировка «STOPWAY» и «BLAST PAD»

• STOPWAY – зона, предназначенная для аварийного торможения, если пилот прерывает взлет.

• BLAST PAD – зона за концом полосы, предотвращающая эрозию покрытия от реактивных струй.

Обе зоны отмечены жёлто-черной разметкой и не предназначены для обычных операций.


Picture background

9. Освещение разметки ВПП

Ночью и в условиях плохой видимости пилоты ориентируются по световым системам:

  • Белые огни по бокам ВПП – обозначают границы.
  • Красно-белые огни в зоне приземления – помогают контролировать точку касания.
  • Красные огни в конце полосы – предупреждают о приближении к её границе.

Picture background

10. Жёлтые линии для руления

На ВПП также можно увидеть жёлтые линии, рулёжные дорожки, которые помогают пилотам при выруливании или съезде с полосы.

Рулёжные дорожки в аэропорту и процесс руления самолёта — это обширная тема, достойная отдельной статьи на SkyMoments. Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы первыми узнавать о новых статьях и новостях Гражданской Авиации!


Итог

• Номер ВПП обозначается числом и буквой, где число магнитный курс посадки, а буква (R)ight, (C)enter или (L)eft.

• Разметка порога ВПП показывает начало зоны пригодной для посадки и ширину полосы.

• Центральная осевая линия помогает пилотам выдерживать правильное направление самолета при взлете и посадке.

• Aiming Point Markers помогают пилоту выбрать правильную цель при снижении. Touchdown Zone Marks показывают, где именно должно произойти касание.

• Если шасси самолета коснулись ВПП в зоне точечных отметок приземления, значит, посадка выполнена правильно. Если же самолет приземлился далеко за этими отметками, у него может остаться слишком мало дистанции для безопасного торможения, что увеличивает риск выкатывания за пределы ВПП.

• STOPWAY – зона за концом ВПП для экстренной остановки при прерванном взлёте, обозначается жёлтыми полосами. BLAST PAD – участок перед ВПП для рассеивания реактивной струи, отмечен жёлтыми “ёлочками”. Разметка отказанной посадки – стрелки, ведущие к смещённому порогу, который нельзя использовать для приземления, но можно для разбега.

• Белые и красные огни освещают ВПП в ночное время и в условиях плохой видимости.


Новые статьи про Авиацию каждую неделю! Следите за ними в Telegram и ВКонтакте.

Поиск дешевых авиабилетов

Читайте так же

Читайте так же