Top.Mail.Ru

Все внешние огни гражданского самолёта: назначение, типы и правила использования

Освещение на борту гражданского воздушного судна — не декоративный элемент, а важная часть системы обеспечения безопасности и управления полётом. Внешние огни выполняют сразу несколько функций: визуальную индикацию положения и движения самолёта, повышение его видимости на земле и в воздухе, а также освещение зон вокруг воздушного судна для пилотов и наземных служб. Разберём по категориям.

Редакция SkyMoments, 6 Июня 2025

Изображение

Навигационные огни (Navigation lights)

Это базовые огни, которые работают постоянно при включённом электропитании. Их основная цель — обозначение ориентации самолёта в пространстве для других участников движения, особенно в условиях недостаточной видимости.

  • Красный огонь — на законцовке левого крыла
  • Зелёный огонь — на законцовке правого крыла
  • Белый огонь — в задней части самолёта (на киле или на законцовках крыла)

Эти огни позволяют визуально определить направление движения самолёта, а также избежать пересечений курсов на рулёжных дорожках и в воздухе.


Проблесковые огни (Anti-Collision Beacon lights)

Яркие мигающие красные огни, устанавливаются на верхней и нижней части фюзеляжа. Их задача — предупреждение окружающих о потенциально опасной зоне вокруг самолёта.

Они включаются до запуска двигателей и выключаются только после полной остановки и выключения силовых установок. Таким образом, их работа сигнализирует о том, что двигатели либо уже работают, либо находятся в процессе запуска или останова.


Стробоскопические огни (Strobe lights)

Белые импульсные огни высокой интенсивности, размещённые на законцовках крыла и/или на хвостовой части. Используются для обеспечения видимости воздушного судна на больших расстояниях в воздухе.

Включаются перед выездом на взлётно-посадочную полосу и работают на протяжении всего полёта. Выключаются после освобождения полосы после посадки. Некоторые авиакомпании или типы ВС используют их также при рулении в условиях плохой видимости.


Фары руления и посадки

Эти огни обеспечивают видимость перед самолётом на земле и во время критических фаз полёта.

  • Taxi lights — фары на передней стойке шасси или под фюзеляжем, освещают пространство непосредственно перед ВС при рулении.
  • Runway turnoff lights — расположены под углом к направлению движения, обеспечивают видимость вбок на рулёжных дорожках и при съезде с ВПП.
  • Landing lights — самые мощные фары, направленные вперёд. Используются при взлёте и посадке, а также на малых эшелонах (до 10 000 футов) для увеличения видимости самолёта.

Дополнительные функциональные огни

Кроме базовых, на борту могут устанавливаться следующие источники света:

  • Wing inspection lights — направлены на переднюю кромку крыла, позволяют экипажу визуально контролировать наличие обледенения.
  • Engine nacelle lights — подсвечивают гондолы двигателей, что облегчает наземный осмотр и обнаружение утечек.
  • Logo lights — подсветка вертикального оперения (киля) с логотипом авиакомпании. Также улучшает визуальное обнаружение борта в ночное время.
  • Wheel well lights — подсветка ниш шасси, необходима техникам при наземном обслуживании.
  • Service/door lights — освещают зону входных и сервисных дверей, упрощая работу обслуживающего персонала.

Значение в эксплуатации

Корректная работа светового оборудования — ключевой элемент авиационной безопасности. Совокупность навигационных, проблесковых и рабочих огней формирует систему визуальной сигнализации, которая критически важна в условиях загруженных аэродромов, ночных операций и плохой видимости.

Более того, стандарты работы огней строго регламентированы международными нормами ICAO, а в реестрах лётных происшествий регулярно фиксируются инциденты, связанные с некорректным применением или неработающим освещением.


Заключение

Внешняя световая система гражданского самолёта — это не просто набор огней, а важнейший элемент взаимодействия с внешней средой. От соблюдения стандартов её использования напрямую зависит безопасность не только самого рейса, но и всей окружающей инфраструктуры. В авиации, где решают секунды и метры, каждый включённый огонь — это дополнительная гарантия того, что все участники процесса «видят и понимают» друг друга.


Новые статьи про Авиацию каждую неделю! Следите за ними в Telegram и ВКонтакте.

Поиск дешевых авиабилетов

Читайте так же

Читайте так же