Birdstrike: как авиация борется с птицами на маршруте
Самолет против птицы: на первый взгляд, кажется, что самолет легко одержит победу в этой неравной борьбе. Однако для воздушного судна последствия такого столкновения могут оказаться весьма серьезными. Вспомним инцидент с Аэробусом А320, который в 2009 году совершил вынужденную посадку на реку Гудзон в Нью-Йорке. Сразу после взлета в оба двигателя попали дикие гуси, что привело к полной потере тяги. История гражданской авиации знает множество случаев с еще более трагичными исходами. В этой статье мы рассмотрим, почему птицы представляют такую опасность для авиации.
Vinetsky Anton, 9 Ноября 2024
Немного физики
Поскольку самолеты и птицы вынуждены существовать в одном воздушном пространстве, столкновения (birdstrike) становятся, к сожалению, неизбежными. Почему же они могут иметь такие серьезные последствия для воздушных судов? Все дело в физике. Скорость большинства самолетов на высоте ниже 1000 метров (где происходит 90% столкновений) составляет от 200 до 400 километров в час. Важно помнить, что кинетическая энергия объекта пропорциональна квадрату его скорости. Это объясняет колоссальную разрушительную силу птиц: энергия объекта одинаковой массы при скорости 100 км/ч и 400 км/ч различается в 16 раз! Поэтому даже невинные пернатые становятся для самолетов чем-то вроде боевых снарядов. Кроме того, повреждения самолета зависят не только от размера птицы. С точки зрения авиации важна плотность ее тела, то есть соотношение размера и веса. Например, дикая утка, несмотря на меньший размер, может нанести значительно больший ущерб, чем чайка.
Повреждения самолета
Наибольшую опасность представляет попадание птиц в двигатель, это может повлечь деформацию лопаток на различных ступенях компрессора, после чего возможно их разрушение и отказ двигателя, в некоторых случаях даже пожар двигателя.
Попадание птицы в остекление кабины может вызвать его растрескивание, иногда даже разрушение, в этом случае пилоты могут получить серьезные травмы.
Попадание птиц в другие части фюзеляжа обычно не представляет серьезной угрозы для безопасности полета, однако приводит к значительным повреждениям конструкции.
Ежегодно гражданская авиация несет многомиллионные убытки в результате подобных инцидентов.
О птицах
Большинство птиц, на которые мы часто не обращаем внимания, таких как вороны и голуби, летают на высоте до 100 метров и развивают скорость до 40 километров в час. Птицы, которые могут подниматься до 300 метров, встречаются реже. На высотах свыше 300 метров обычно можно увидеть хищных или перелетных птиц, которые способны подниматься на несколько километров. Хотя зафиксированы случаи столкновений с птицами на высотах 6000 и даже 9000 метров, такие события являются редкостью.
Несмотря на свои небольшие размеры, слух и зрение птиц в целом сопоставимы с человеческими. Исследования показывают, что птицы способны заметить летящий самолет заранее, однако не воспринимают его как угрозу и не пытаются изменить свою траекторию, чтобы избежать столкновения. Кроме того, птицы, долго живущие вблизи аэропорта и часто наблюдающие за самолетами, становятся менее осторожными. Их поведение перед столкновением непредсказуемо: существует мнение, что они скорее стремятся к резкому снижению высоты, чем к набору, но исследования не выявили четкой закономерности в их действиях.
Как решать проблему
В каждом крупном аэропорту работает орнитологическая служба, занимающаяся наблюдением за популяциями птиц и изучением их миграционных маршрутов, а также проводящая мероприятия по отпугиванию. Наиболее распространенными методами являются акустические установки, которые имитируют крики птиц в опасности, а также пропановые пушки, создающие звуки, напоминающие выстрелы. В некоторых аэропортах даже содержат хищных птиц, таких как соколы.
Известны случаи целенаправленного истребления определенных популяций вблизи аэропортов. Например, в 1990 году в Нью-Йорке был произведен отстрел чаек, в результате чего было уничтожено около тридцати тысяч особей. Эта мера привела к значительному снижению числа столкновений птиц с самолетами.
Powered by Froala Editor
Новые статьи про Авиацию каждую неделю! Следите за ними в Telegram и ВКонтакте.
Поиск дешевых авиабилетов
Читайте так же

Reversionary Modes: как самолёт сохраняет управляемость при отказах автоматики
2025-06-14

Органы управления полётом: элероны, руль высоты, руль направления, вертикальный и горизонтальный стабилизаторы
2025-06-09

Экранная кабина: как пилоты используют PFD, ND, ECAM, EICAS и MFD
2025-06-09

Механизация крыла: как работают закрылки, предкрылки, спойлеры и интерцепторы
2025-06-08