Top.Mail.Ru

Самые большие пассажирские самолёты в мире: топ-10 гигантов

В этой статье в новый раздел SkyMoments - Авиационный топ-10, расскажем о десятке самых крупных пассажирских авиалайнеров в мире на 2025 год.

Vinetsky Anton, 23 Февраля 2025

Этот топ-10 самых больших коммерческих самолетов в мире в 2025 году составлен в зависимости от того, сколько максимум пассажиров они смогут вместить в одноклассной компоновке.

Поскольку авиакомпании могут по-разному конфигурировать свои самолеты, в этой статье использована максимальная пассажировместимость - максимальное количество пассажиров, которые могут безопасно эвакуироваться из самолета за 90 секунд, причем используя только половину имеющихся выходов. 


10. Boeing 787-10

Максимальная пассажировместимость - 440 пассажиров

• Длина: 68,3м;

• Размах крыла: 60,1м;

• Дальность полёта: 11 720км;

• Крейсерская скорость: 945 км/ч;

• Компоновка 2 класса: 330 человек.

Boeing 787 Dreamliner, созданный для конкуренции с семейством Airbus A330 и замены устаревших, менее эффективных моделей Boeing, совершил свой первый полет в декабре 2009 года. В августе 2011 года он получил сертификат типа, а в октябре того же года начал свою коммерческую эксплуатацию в авиакомпании ANA.

Первой моделью Dreamliner стал B787-8, который имеет длину 56,7 метра и может вмещать до 381 пассажира. Через два года была представлена модель B787-9, длина которой составляет 62,81 метра, а предельная вместимость — 420 пассажиров.

В марте 2017 года на рынок вышел самый длинный представитель семейства — B787-10. Его фюзеляж имеет длину 68,28 метра, а максимальная вместимость достигает 440 пассажиров. Однако большинство авиакомпаний предпочитают использовать как минимум два класса обслуживания, что может снизить общую пассажировместимость до примерно 330 человек в двух классах и до 300 или менее в трех и более классах.


9. Airbus A350-900

Максимальная пассажировместимость - 440 пассажиров

• Длина: 66,8м;

• Размах крыла: 67,7м;

• Дальность полёта: 15 300км;

• Крейсерская скорость: 903 км/ч;

• Компоновка 2 класса: 315 человек.

Airbus A350 — дальнемагистральный пассажирский самолет, способный преодолевать расстояние до 15 000 км. Он конкурирует на рынке с самолетами серии 777, а также с новейшим Boeing 777X. Крупнейшим оператором модели A350-900 является авиакомпания Singapore Airlines, среди других значимых пользователей — Cathay Pacific, Qatar Airways и Air France.

Подробнее про Airbus A350.

По состоянию на декабрь 2024 года на самолеты семейства A350 было оформлено 1345 твердых заказов, из которых поставлено 628 самолетов. Наибольшей популярностью пользуется модель A350-900, которая составляет 85% от всего эксплуатируемого парка.


8. Airbus A330-300

Максимальная пассажировместимость - 440 пассажиров

• Длина: 58,8м;

• Размах крыла: 60,3м;

• Дальность полёта: 11 750км;

• Крейсерская скорость: 870 км/ч;

• Компоновка 2 класса: 300 человек.

Airbus A330-300 - широкофюзеляжный самолет, поступивший в эксплуатацию 2 ноября 1992 года. A330-300 самый большой из двухмоторных A330, он был разработан для замены Airbus A300. 

Подробнее про Airbus A330.


7. Airbus A340-300/600

Максимальная пассажировместимость - 440 пассажиров

• Длина: 75,3м;

• Размах крыла: 63,4м;

• Дальность полёта: 14 450км;

• Крейсерская скорость: 870 км/ч;

• Компоновка 3 класса: 380 человек.

Подробнее про Airbus A340.


6. Airbus A330-900

Максимальная пассажировместимость - 460 пассажиров

• Длина: 63,6м;

• Размах крыла: 64м;

• Дальность полёта: 13 300км;

• Крейсерская скорость: 900 км/ч;

• Компоновка 3 класса: 310 человек.

Airbus A330neo является наследником популярного A330ceo и представлен в двух вариантах: -800 и -900, которые основаны на первоначальных моделях ceo -200 и -300. Модель -900, являющаяся более крупной версией, совершила свой первый полет в октябре 2017 года и получила сертификат типа в ноябре 2018 года. Первым заказчиком стал TAP Air Portugal, который 26 ноября 2018 года принял первый в мире A330-900. В следующем месяце самолет начал коммерческие рейсы из Лиссабона в Сан-Паулу.

A330-900 позиционируется как самолет с 12-процентной экономией топлива по сравнению с предыдущими моделями ceo, что достигается благодаря более крупным и эффективным двигателям, а также различным аэродинамическим улучшениям, включая шарклеты.

На декабрь 2024 года на семейство A330neo было оформлено 371 заказ, из которых 145 самолетов уже поставлено. Большая часть заказов относится к модели -900, в то время как на более компактную версию -800 оформлено всего 12 заказов, и на данный момент поставлено лишь семь таких самолетов.

Крупнейшим оператором A330-900 является Delta Air Lines, в парке которой находится 31 самолет. TAP Air Portugal располагает 19 такими самолетами, Condor - 17, а ITA Airways - 11. Среди авиакомпаний с крупными заказами и ожидающими поставки можно выделить Cathay Pacific, VietJet и AirAsiaX.


5. Airbus A350-1000

Максимальная пассажировместимость - 480 пассажиров

• Длина: 73,8м;

• Размах крыла: 64,75м;

• Дальность полёта: 16 500км;

• Крейсерская скорость: 905 км/ч;

• Компоновка 2 класса: 369 человек.

Airbus планировал выпуск A350 с 2011 года, но только в ноябре 2017 года самолет получил сертификаты EASA и FAA. Qatar Airways получила первый самолет в феврале 2018 года и через четыре дня ввела его в коммерческую эксплуатацию на маршруте Доха - Лондон-Хитроу.

При длине чуть менее 74м A350 является самым большим самолетом, который Airbus строит сегодня. Он на 11 метров длиннее своей младшей модели А350-900.

На сегодняшний день заказано 1345 самолетов семейства А350, из них 302 - более крупные -1000. По состоянию на конец ноября 2024 года было поставлено 628 самолетов этого семейства, 90 из которых - модели -1000. 

Qatar Airways сохраняет самый большой парк самолетов этого типа, в эксплуатации находятся 24 самолета. Среди других крупных операторов - British Airways, у которой 18 самолетов, Cathay Pacific, у которой 18 самолетов, и Virgin Atlantic, у которой 12 самолетов. Delta намерена использовать 40 самолетов, хотя еще не получила ни одного, Korean, Air India и Qantas также ожидают поставки этого типа.


4. Boeing 777-300ER

Максимальная пассажировместимость - 550 пассажиров

• Длина: 73,8м;

• Размах крыла: 64,8м;

• Дальность полёта: 13 600км;

• Крейсерская скорость: 905 км/ч;

• Компоновка 3 класса: 365 человек.

С момента своего появления в 1993 году «три топора» стали одним из основных дальнемагистральных самолетов. Первоначально он выпускался как 777-200, в 1997 году его дальность полета была увеличена до -200ER, а в 1998 году фюзеляж был удлинен для 777-300. 

Модель -300 с увеличенной дальностью полета, известная как 777-300ER, была представлена в 2004 году с более высокой MTOW, что позволило разместить на борту до 550 пассажиров. Эта версия также имеет удлиненные законцовки крыльев, модифицированное шасси и усиленный фюзеляж.

Производство B777-300ER уже закрыта, но Boeing активно работает над его преемником, B777X. Поэтому авиакомпании, которые могли бы заказать больше самолетов -300ER, перешли на 777-9 и ждут его появления.

Самолет -300ER имел огромный успех, значительно опережая по продажам все остальные варианты семейства Triple Seven. Всего было построено и поставлено 832 самолета, что почти вдвое больше, чем 422 самолета следующей по популярности модели - 777-200ER.

У Emirates огромный флот 777-300ER, 124 из которых будут находиться в эксплуатации по состоянию на декабрь 2024 года. Qatar Airways, Air France и Cathay имеют значительные парки из более чем 40 самолетов, десятки международных авиакомпаний также имеют в своем парке самолеты ER.


3. Boeing 747-8

Максимальная пассажировместимость - 605 пассажиров

• Длина: 76,25м;

• Размах крыла: 68,5м;

• Дальность полёта: 14 320км;

• Крейсерская скорость: 917 км/ч;

• Компоновка 3 класса: 467 человек.

Boeing 747-8 стал завершающей моделью в длинной серии двухэтажных самолетов, которые произвели революцию в авиации. После успешного запуска модели 747-400 компания Boeing стремилась создать еще более крупный самолет для конкуренции с Airbus A380. Изначально названный 747 Advanced, 747-8 был официально представлен в 2005 году.

Первой авиакомпанией, которая заказала 747-8 в 2006 году, стала Lufthansa, за ней последовали Korean Air и Air China. В 2011 году был сделан последний заказ на пассажирскую версию 747-8 для самолета президента США «Air Force One», производство которого задерживалось.

Boeing выпустила последний самолет B747 в январе 2023 года, и последним с конвейера стал грузовой самолет авиакомпании Atlas Air. В общей сложности Boeing продала 155 самолетов 747-8, из которых только 48 являются пассажирскими.

На данный момент только три авиакомпании эксплуатируют 747-8 с пассажирами на борту: Lufthansa (19 самолетов), Korean Air (7) и Air China (7). Поскольку эти самолеты относительно новые, они, вероятно, будут оставаться в эксплуатации еще долгое время.


2. Boeing 747-400

Максимальная пассажировместимость - 660 пассажиров

• Длина: 70,7м;

• Размах крыла: 64,4м;

• Дальность полёта: 14 200км;

• Крейсерская скорость: 917 км/ч;

• Компоновка 3 класса: 416 человек.

Boeing 747-400 стал значительным улучшением в серии B747, получив множество конструктивных и электронных обновлений, и совершил свой первый полет 29 апреля 1988 года.

Кроме того, что этот самолет стал успешным пассажирским лайнером, он также зарекомендовал себя как отличный грузовой самолет. Из 694 построенных экземпляров 227 были предназначены для грузовых перевозок. В отличие от пассажирской версии, 218 грузовых 747-400 продолжают эксплуатироваться, и основными операторами являются Atlas Air, Kalitta и Cargolux.

Пассажирская версия B747-400 пользовалась большой популярностью: было поставлено 467 самолетов авиакомпаниям по всему миру. 

Однако в последние годы наблюдается быстрое сокращение числа 747-400. Пандемия 2020 года вынудила ряд авиакомпаний ускорить планы по списанию этих самолетов, что привело к исчезновению 747 из некоторых самых известных мировых флотов, таких как British Airways, Virgin Atlantic и Qantas.

На сегодняшний день крупнейшим оператором является Lufthansa, в парке которой находится восемь «Королев неба». У авиакомпании «Россия» имеется пять таких самолетов, а у Air China осталось только два. Saudia держит пару в резерве, а иранская Mahan Air располагает двумя самолетами, но 747-400 становится все более редким явлением в наши дни.


1. Airbus A380-800

Максимальная пассажировместимость - 853 пассажира

• Длина: 72,7м;

• Размах крыла: 79,7м;

• Дальность полёта: 14 800км;

• Крейсерская скорость: 940 км/ч;

• Компоновка 3 класса: 489 человек.

Airbus A380 - это настоящее чудо инженерной мысли. Полностью двухэтажный самолет был создан с целью произвести революцию в дальнемагистральных авиаперевозках и уменьшить нагрузку на переполненные аэропорты. Его первый полет состоялся в 2005 году, а в октябре 2007 года он начал свою эксплуатацию в авиакомпании Singapore Airlines.

К сожалению, в 2021 году Airbus прекратил производство A380. Несмотря на то что пассажиры ценят комфорт и плавность полета этого суперджамбо, авиакомпаниям было сложно заполнять его, а требования к аэропортам, способным его принимать, оказались слишком строгими. В результате ни одна авиакомпания не сделала значительных инвестиций в A380 для изменения своей бизнес-модели, за исключением одной.

Emirates долгое время оставалась крупнейшим оператором этого огромного авиалайнера, заказав в общей сложности 123 самолета. Семь из них уже выведены из эксплуатации, но авиакомпания по-прежнему располагает внушительным парком из 116 таких самолетов. В настоящее время Emirates проводит масштабную программу модернизации, которая позволит ей эксплуатировать A380 до следующего десятилетия.

Как и Boeing 747, A380 пострадал от кризиса, вызванного пандемией. Он стал первым типом, который был выведен из эксплуатации по всему миру, и последним, который вернулся в небо, причем многие авиакомпании заявили, что никогда не вернут его в свои ряды. Хотя некоторые действительно завершили свои последние рейсы в 2020 году, значительное количество самолетов (в некоторых случаях с позором) было возвращено в эксплуатацию, включая: Lufthansa — 6 (из них 2 припаркованы), Singapore Airlines — 12 (3 припаркованы), Qantas — 10 (3 припаркованы), Korean Air — 7 (3 припаркованы), British Airways — 12 (1 припаркован), Qatar Airways — 8 (2 припаркованы), Asiana Airlines — 6, ANA — 3.

Несмотря на свои огромные размеры и четыре двигателя, Airbus A380 демонстрирует хорошую топливную эффективность на одно кресло, даже при полной загрузке. Операторы осознают это и используют эти гигантские самолеты на самых популярных маршрутах, где могут продать максимальное количество мест.

Некоторые текущие операторы, такие как Qatar Airways, планируют постепенно отказаться от A380, как только появятся новые крупные самолеты. Другие, например ANA, продолжают использовать суперджамбо на определенных маршрутах и вряд ли собираются выводить их из эксплуатации в ближайшее время. Тем не менее, удивительный Airbus A380 останется в небе еще на несколько лет, даже если в конечном итоге будет представлен только в ливрее Emirates.

Ещё про Airbus A380.


Источники из статьи: тык

Powered by Froala Editor


Новые статьи про Авиацию каждую неделю! Следите за ними в Telegram и ВКонтакте.

Поиск дешевых авиабилетов

Читайте так же

Читайте так же