Топ-10 самых маленьких пассажирских самолётов
По аналогии со статьями про самые большие пассажирские самолёты по длине и пассажировместимости, мы собрали Топ-10 самых маленьких лайнеров в истории гражданской авиации — отсортированных по длине и числу пассажиров, которых они могли взять на борт.
Редакция SkyMoments, 28 Марта 2025
Автор фото: Joost Alexander
Начнем наш Топ-10 от самых «больших» мини до настоящих карликов неба.
10. Beechcraft Model 18
• Длина: 10,4 м
• Вместимость: до 11 пассажиров
• Дальность полёта: ~1 800 км
• Годы производства: 1937–1970
Классика. Надёжный, двухмоторный и широко использовавшийся после Второй мировой войны. Идеален для коротких рейсов и чартеров.
9. Britten-Norman Islander
• Длина: 10,9 м
• Вместимость: 8–9 пассажиров
• Дальность полёта: ~1 400 км
• Производится с: 1965 года и до сих пор
Простой, как трактор, и почти такой же надёжный. Рабочая лошадка островных перевозок — от Карибов до Фареров.
8. Let L-410 Turbolet
• Длина: 14,4 м
• Вместимость: до 19 пассажиров
• Дальность полёта: ~1 500 км
• Производится с: 1970-х и по сей день
Чешская «таблетка» для коротких полос и экстремальных условий. Популярен в Восточной Европе, Африке и Латинской Америке.
7. Cessna 402
• Длина: 10,9 м
• Вместимость: 6–10 пассажиров
• Дальность полёта: ~2 400 км
• Годы производства: 1967–1985
Часто используется в качестве воздушного такси. Сверхлёгкий, без давления в кабине — но для коротких маршрутов больше и не надо.
6. Piper PA-31 Navajo
• Длина: 10,2 м
• Вместимость: до 8 пассажиров
• Дальность полёта: ~1 900 км
• Годы производства: 1967–1984
Элегантный, но скромный — Piper Navajo был популярен у малых авиакомпаний и корпоративных клиентов.
5. Embraer EMB 110 Bandeirante
• Длина: 15,1 м
• Вместимость: 15–21 пассажир
• Дальность полёта: ~1 500 км
• Производился с: 1973 по 1990
Бразильский первопроходец, который сделал имя Embraer в мире региональной авиации. Прост, надёжен и до сих пор в небе.
4. Pilatus PC-12 (в пассажирской конфигурации)
• Длина: 14,4 м
• Вместимость: 6–9 пассажиров
• Дальность полёта: ~3 400 км
• Производится с: 1990-х
Один из самых крутых одномоторных турбопропов: сочетает комфорт бизнес-джета с функциональностью регионального самолёта.
3. Cessna 208 Caravan
• Длина: 12,7 м
• Вместимость: до 14 пассажиров
• Дальность полёта: ~1 700 км
• Производится с: 1984 года
Любимец для «бушевых» рейсов и малых аэродромов. Даже амфибийная версия есть! Прост в обслуживании и чертовски надёжный.
2. Dornier 228
• Длина: 16,6 м
• Вместимость: до 19 пассажиров
• Дальность полёта: ~1 000–1 100 км
• Производится с: 1980-х (и снова с 2009-го)
Немецкая машина, предназначенная для работы в тяжёлых условиях — будь то Гималаи или полярные маршруты. Отличный обзор из кабины — бонус для туристов.
1. Piper PA-31T Cheyenne
• Длина: 10,5 м
• Вместимость: до 6 пассажиров
• Дальность полёта: ~2 700 км
• Годы производства: 1970–1985
Крошка с характером. Двухмоторный турбопроп с бизнес-направленностью, подходящий и для корпоративных перевозок, и для местных рейсов.
Бонус: Самые маленькие пассажирские самолёты от Airbus и Boeing
Даже у гигантов вроде Airbus и Boeing были свои «малыши». Конечно, их трудно назвать настоящими миниатюрами — но в масштабах этих компаний они самые компактные.
Автор фото: Sergey Kustov
Airbus A318 – «Baby Bus»
• Длина: 31,4 м
• Вместимость: 107–132 пассажира
• Дальность полёта: ~5 750 км
• Производство: 2003–2013
Самый короткий из семейства A320. Использовался на маршрутах средней и малой дальности, включая даже бизнес-джет-версию A318 Elite. Несмотря на компактность, унаследовал почти все системы «взрослых» собратьев.
Интересный факт: A318 — единственный Airbus, сертифицированный для посадки в лондонском аэропорту Сити, с его суперкороткой полосой и крутым глиссадным заходом.
Boeing 737-100 – первый и самый маленький
• Длина: 28,6 м
• Вместимость: до 103 пассажиров
• Дальность полёта: ~3 500 км
• Производство: 1967–1969
Первенец самого массового самолёта в истории. 737-100 положил начало легендарной линейке, но сам был произведён в количестве всего 30 штук. Очень быстро уступил место удлинённой версии — 737-200.
Забавно, но даже этот «малыш» Boeing по длине примерно в два раза больше Piper Cheyenne из нашего топа!
Новые статьи про Авиацию каждую неделю! Следите за ними в Telegram и ВКонтакте.
Поиск дешевых авиабилетов
Читайте так же

Reversionary Modes: как самолёт сохраняет управляемость при отказах автоматики
2025-06-14

Органы управления полётом: элероны, руль высоты, руль направления, вертикальный и горизонтальный стабилизаторы
2025-06-09

Экранная кабина: как пилоты используют PFD, ND, ECAM, EICAS и MFD
2025-06-09

Механизация крыла: как работают закрылки, предкрылки, спойлеры и интерцепторы
2025-06-08