RAAS: как работает система осведомления о рулёжке и полосе
В 2000 году в аэропорту Тайпея произошла катастрофа Boeing 747 авиакомпании Singapore Airlines, в результате которой погибли 83 из 179 человек. Самолет столкнулся со строительной техникой во время взлета с закрытой взлетно-посадочной полосы. Основными причинами катастрофы стали ошибки экипажа и недостатки аэродромного оборудования. Система RAAS, могла бы предотвратить трагедию, но к сожалению внедрена только в 2006 году. К сожалению, это не единственный случай; история гражданской авиации знает множество аналогичных происшествий. В этой статье расскажем что такое систему RAAS (Runway Awareness and Advisory System) и как она работает.
Vinetsky Anton, 2 Ноября 2024
Назначение RAAS – выдача звуковых (через речевой информатор) и визуальных (на навигационном дисплее) сообщений о положении воздушного судна относительно ВПП и другой информации связанной с использованием ВПП. Целью системы является минимизация случаев «runway incursion», т.е. несанкционированного использования ВПП.
Система RAAS является дополнением системы EGPWS (TAWS). На сегодняшний день данная система устанавливается опционально по желанию заказчика и не является обязательной.
Для корректной работы RAAS должны соблюдаться следующие условия:
• аэродром находится в базе данных препятствий системы EGPWS
• воздушное судно находится или заходит на посадку на аэродром, ВПП которого находится в базе данных RAAS
• доступны координаты воздушного судна, определенные с точностью в пределах установленных ограничений (применяется GPS)
Система работает самостоятельно без каких-либо действий со стороны экипажа и может быть принудительно отключена
Примеры сообщений выдаваемых при взлете и рулении:
• CAUTION ON TAXIWAY - разовое срабатывание при условии нахождения самолета не на ВПП и превышении путевой скорости 40 узлов
• APPROACHING (RUNWAY IDENTIFIER) - разовое срабатывание при приближении к ВПП на скорости меньше 40 узлов
• ON RUNWAY (RUNWAY IDENTIFIER) - разовое срабатывание при занятии ВПП и значении фактического путевого угла в пределах 20 градусов от путевого угла ВПП
Путевой угол в авиации — это угол между северным направлением меридиана и вектором путевой скорости (линией пути). Он отсчитывается от северного направления меридиана до вектора путевой скорости по ходу часовой стрелки от 0 до 360°.
Примеры сообщений выдаваемых при заходе на посадку, посадке и при прерванном взлете:
1. APPROACHING (RUNWAY IDENTIFIER)
Разовое срабатывание при выполнении следующих условий:
• значение фактического путевого угла в пределах 20 градусов от путевого угла ВПП
• удаление до входного торца ВПП менее 3 морских миль
• линейное боковое уклонение от продолженной оси ВПП менее чем 200 футов плюс ширина ВПП
• относительная высота от 300 до 750 футов
2. (FEET) REMAINING
При прерванном взлете срабатывает при условии:
• достижения определенного порогового значения оставшейся длины ВПП
• путевая скорость более 40 узлов
• путевая скорость уменьшилась на 7 узлов относительно максимальной достигнутой
При пробеге и уходе на второй круг при условии, что:
• достигнуто определенное пороговое значение оставшейся длины ВПП
• для пробега: путевая скорость менее 40 узлов
• для ухода на второй круг: высота над ВПП менее 100 футов.
3. ONE HUNDRED REMAINING
Разовое срабатывание при выполнении следующих условий:
• значение фактического путевого угла в пределах 20 градусов от путевого угла ВПП
• оставшаяся располагаемая длина пробега менее 100 футов
• путевая скорость менее 40 узлов
Важно подчеркнуть, что сообщения, предоставляемые системой RAAS, имеют исключительно информативный и рекомендательный характер. Они формируются на основе алгоритмов, взаимодействующих с базой данных взлетно-посадочных полос, и не учитывают диспетчерские разрешения, намерения экипажа или информацию о закрытии ВПП. Также следует отметить, что наличие или отсутствие сообщений RAAS не может рассматриваться как разрешение или запрет на использование взлетно-посадочной полосы.
Источники: https://skynav.ru/profi/raas/?ysclid=m5nvdn4mzf462651547
Powered by Froala Editor
Новые статьи про Авиацию каждую неделю! Следите за ними в Telegram и ВКонтакте.
Поиск дешевых авиабилетов
Читайте так же

Reversionary Modes: как самолёт сохраняет управляемость при отказах автоматики
2025-06-14

Органы управления полётом: элероны, руль высоты, руль направления, вертикальный и горизонтальный стабилизаторы
2025-06-09

Экранная кабина: как пилоты используют PFD, ND, ECAM, EICAS и MFD
2025-06-09

Механизация крыла: как работают закрылки, предкрылки, спойлеры и интерцепторы
2025-06-08