IATA предупреждает о потерях авиакомпаний из-за задержек поставок
Потери авиакомпаний из-за задержек поставок могут превысить 11 миллиардов долларов. Анализ показывает влияние на экономическую модель авиационной отрасли.
13 октября 2025 г.

Авиакомпании могут потерять более 11 миллиардов долларов в 2025 году из-за проблем в цепочках поставок самолётов и комплектующих. Об этом сообщает Международная ассоциация воздушного транспорта в совместном исследовании с консалтинговой компанией Oliver Wyman, опубликованном 13 октября 2025 года.
Медленное производство самолётов заставляет авиакомпании пересматривать стратегии управления флотом и продлевать эксплуатацию устаревших бортов. Это приводит к росту затрат на топливо, техническое обслуживание и лизинг двигателей.
Почему авиакомпании теряют деньги
IATA называет несколько причин замедления производства самолётов: геополитическая нестабильность, дефицит сырья, нехватка рабочей силы и трудовые конфликты на производствах. Забастовки на заводах Boeing и проблемы у поставщиков усугубили ситуацию. Всё это влияет на экономическую модель авиационной отрасли.
Задержки в поставках новых самолётов обходятся авиакомпаниям в 4,2 миллиарда долларов. Старые, менее экономичные борта потребляют больше топлива, пока перевозчики ждут разгрузки очереди на новые машины.
Техническое обслуживание стареющего парка добавляет ещё 3,1 миллиарда долларов расходов. Чем старше самолёт, тем чаще требуется ремонт и тем выше его стоимость. Избыточный лизинг двигателей может обойтись в 2,6 миллиарда, а увеличение запасов запчастей для компенсации непредсказуемых перебоев в поставках добавит ещё 1,4 миллиарда.
Спрос растёт, самолётов не хватает
Проблемы с цепочками поставок мешают авиакомпаниям размещать достаточное количество самолётов для удовлетворения растущего пассажиропотока. В 2024 году спрос увеличился на 10,4%, в то время как вместимость выросла лишь на 8,7%. Это подняло загрузку рейсов до рекордных 83,5%. IATA прогнозирует, что тенденция роста спроса сохранится и в 2025 году.
Генеральный директор IATA Вилли Уолш отметил, что авиакомпании сталкиваются с беспрецедентными задержками поставок самолётов, двигателей и запчастей, а также непредсказуемыми графиками доставки. По его словам, простого решения не существует, но есть несколько шагов, которые могут облегчить ситуацию.
Как можно снизить нагрузку
IATA предлагает несколько решений. Одно из них заключается в содействии компаниям технического обслуживания и ремонта, чтобы снизить зависимость от лицензионных моделей производителей оригинального оборудования. Также важно улучшить прозрачность цепочек поставок для раннего выявления рисков и использовать данные для прогнозного технического обслуживания.
Увеличение мощностей по ремонту и производству запчастей, ускорение одобрения ремонтов и внедрение передовых технологий производства могут помочь устранить узкие места в поставках.
Последствия для отрасли
Проблемы с цепочками поставок влияют не только на финансовые показатели авиакомпаний, но и на всю отрасль. Задержки в поставках новых самолётов замедляют обновление флота, что напрямую сказывается на топливной эффективности и экологических показателях. Авиакомпании вынуждены продлевать эксплуатацию старых бортов, что увеличивает расходы на обслуживание и снижает конкурентоспособность.
Рост пассажиропотока при нехватке новых самолётов создаёт дисбаланс между спросом и предложением. Это ограничивает возможности авиакомпаний открывать новые маршруты и расширять сеть. В конечном итоге проблемы производителей самолётов и поставщиков напрямую отражаются на операционной эффективности перевозчиков и их способности удовлетворять растущий спрос на авиаперевозки.
ИИ-помощник от SkyMoments
Altair поможет разобраться, уточнить детали, объяснить непонятное