Автотяга (A/THR): принципы работы автоматического управления тягой
В этой статье мы рассмотрим, что такое автотяга (A/THR), как она функционирует, чем отличается от автопилота, как взаимодействует с FADEC и какова её роль в обеспечении безопасности и эффективности полёта.
6 мая 2025 г.
Автотяга (Auto Thrust, A/THR или Autothrottle — в зависимости от производителя) представляет собой систему, которая автоматически регулирует тягу двигателей для поддержания заданной скорости, вертикального профиля или текущего режима полёта. В отличие от пилота, который на некоторых типах самолётов (например, Airbus) не управляет рычагами тяги напрямую, система самостоятельно взаимодействует с FADEC, регулируя подачу топлива и положение направляющих лопаток.
Основная цель автотяги — поддерживать оптимальный режим работы без вмешательства пилота, снижая его нагрузку, экономя топливо и повышая безопасность. A/THR активно взаимодействует с автопилотом, навигацией и системами контроля полёта.
Как работает A/THR
Система использует множество входных данных, включая текущее и заданное значение IAS/Mach, высоту, конфигурацию закрылков и положение руля высоты. В зависимости от режима, A/THR:
- Отправляет команды на FADEC для увеличения или уменьшения тяги;
- Следит за ограничениями по температуре, оборотам и числу Маха;
- Поддерживает текущую тягу в заданном диапазоне;
- Взаимодействует с автопилотом для сохранения заданной траектории.
Например, в режиме удержания скорости (SPEED) при снижении автотяга уменьшит тягу до IDLE, а при заходе на посадку в конфигурации FULL будет обеспечивать стабильную скорость подхода с учётом глиссады. Подробнее о режимах тяги (IDLE, CLB и тд.) в отдельной статье.
Рычаги управления тягой двигателя на Boeing
A/THR в Airbus и Boeing
На Airbus автотяга активируется вручную с помощью кнопки A/THR на панели FCU и работает в связке с FADEC. После взлёта рычаги устанавливаются в положение CLB и больше не перемещаются физически: изменение тяги происходит электронным способом. Тяга регулируется в диапазоне CLB↔IDLE в зависимости от задачи.
На Boeing автотяга также связана с FADEC, но управление осуществляется иначе: рычаги двигателей физически перемещаются сервоприводами. Пилот видит визуальные изменения, а система управляет тягой, подстраиваясь под режимы VNAV, FLCH и другие.
Основные режимы
A/THR может работать в различных режимах в зависимости от условий и фаз полёта. Примеры режимов:
- SPEED / MACH HOLD — удержание заданной скорости;
- THR CLB / THR IDLE — набор или снижение с фиксированной тягой;
- RETARD (на Airbus) — автоматическое уменьшение тяги перед посадкой;
- TO/GA — максимальная тяга для взлёта или ухода на второй круг;
- MANUAL / DISCONNECT — ручной режим, при котором пилот управляет тягой самостоятельно.
Переход между режимами зависит от автоматической логики (высота, фаза полёта) или действий пилота.
Преимущества автотяги
- Снижение нагрузки на пилотов: A/THR позволяет сосредоточиться на управлении маршрутом, а не на тяге.
- Экономичность: система выбирает оптимальную тягу в зависимости от условий полёта, что снижает расход топлива.
- Безопасность: автоматическая защита от превышения ограничений по тяге, оборотам и скорости.
- Интеграция с автопилотом и навигацией: A/THR функционирует как часть общей системы FMS/FMGS.
Отказ и управление вручную
Как и любая система, A/THR может выйти из строя. В этом случае:
• На Airbus пилот продолжает управлять самолётом, оставив рычаги в положении CLB или вручную задавая тягу.
• На Boeing автотяга может быть отключена вручную, и пилот управляет рудами как обычно
В обоих случаях пилот сохраняет полный контроль и может вручную установить любую тягу.
Заключение
Автотяга является важным компонентом автоматизации в гражданской авиации. Она снижает рутинную нагрузку на экипаж, делает управление двигателями более точным и помогает поддерживать оптимальный профиль полёта. В сочетании с FADEC, автопилотом и FMS, автотяга образует единую интеллектуальную систему, где каждый элемент знает, когда и как корректировать параметры для безопасного, плавного и экономичного полёта.
ИИ-помощник от SkyMoments
Altair поможет разобраться, уточнить детали, объяснить непонятное