TOGA, FLEX и другие режимы тяги: как управляется тяга на авиалайнерах

В этой статье мы рассмотрим режимы TOGA и FLEX, а также другие тяговые режимы, используемые на различных этапах полета, и работу системы автоматического управления тягой на современных самолетах.

4 мая 2025 г.

TOGA, FLEX и другие режимы тяги: как управляется тяга на авиалайнерах

TOGA — Take-Off / Go-Around

TOGA (Take-Off / Go-Around) — это максимальный режим тяги, доступный в гражданской авиации. Он активируется вручную: при взлете для достижения максимального ускорения и при уходе на второй круг для быстрого восстановления высоты и скорости.

Режим TOGA применяется в двух ситуациях:

• Нормальный взлет — когда требуется полная тяга (например, на короткой полосе, при высокой температуре, с тяжелым самолетом или при наличии препятствий).

• Go-around — при уходе на второй круг на любом этапе захода. В этом случае TOGA мгновенно обеспечивает полную тягу, отключает режим снижения и устанавливает безопасную траекторию набора высоты.

TOGA также может включать дополнительные функции, такие как автоматическое убирание спойлеров, изменение конфигурации закрылков и переключение систем навигации в режим ухода на второй круг.

FLEX — режим снижения тяги при взлете

FLEX (Flexible Temperature Takeoff) — это режим преднамеренного снижения тяги при взлете, основанный на расчетной «вымышленной» температуре. Система предполагает, что температура окружающей среды выше фактической, и ограничивает тягу, как будто двигателю не хватает воздуха.

Зачем нужен режим FLEX?

  • Увеличивает ресурс двигателей (не используется максимальная тяга).
  • Снижает расход топлива.
  • Уменьшает шум и нагрузку на конструкцию.

Пилоты вводят FLEX Temperature — допустимую максимальную температуру, при которой взлет возможен с уменьшенной тягой. Если условия на полосе позволяют (достаточная длина, отсутствие ограничений по градиенту набора), используется именно режим FLEX.

Важно отметить, что в случае сбоя или необходимости можно немедленно переключиться на режим TOGA, что обеспечит возврат тяги к максимальному уровню.

CLB, CRZ и другие режимы

Кроме взлетных режимов, управление тягой включает и другие профили:

• CLB (Climb) — режим набора высоты после взлета, обычно активируется после достижения безопасной высоты. Он снижает тягу по сравнению с TOGA/FLEX для сохранения ресурса.

• CRZ (Cruise) — крейсерский режим, устанавливается автоматически в зависимости от эшелона, веса и температуры.

• IDLE — минимальная тяга, используемая при снижении и на земле.

Режимы тяги зависят от положения рычагов управления тягой, известных как руды (Thrust Levers). На большинстве современных авиалайнеров, особенно Airbus, руды фиксируются в определённых позициях: TOGA, FLEX/MCT, CLB и IDLE. При этом уровень тяги в каждом режиме контролируется компьютером.

Например, в Airbus A320 руды имеют четыре основные фиксированные позиции, не считая промежуточных и реверса: TOGA, FLEX/MCT (MCT — максимальная продолжительная тяга), CLB (Climb) и IDLE. После взлёта рычаги переводятся в положение CLB и остаются так до самого приземления — независимо от фазы полёта. Реальное управление тягой в пределах CLB осуществляется автоматически через систему A/THR. При снижении тяга может быть уменьшена до минимальной (IDLE) автоматически, без перевода рычагов.

Автоматическое управление тягой (A/THR)

На большинстве авиалайнеров установлена система автоматического управления тягой — A/THR (Auto-Thrust или Auto-Throttle). Она контролирует мощность в зависимости от выбранного режима полета:

На SkyMoments есть отдельная статья про автоматическое управление тягой (A/THR).

Заключение

Режимы TOGA и FLEX играют ключевую роль в определении уровня тяги при взлете. TOGA обеспечивает максимальную тягу, в то время как FLEX позволяет снизить ее разумно. Дальнейшее управление тягой автоматизировано и осуществляется через A/THR с переходом в режимы CLB, CRZ и IDLE. Правильный выбор режима — это баланс между безопасностью, экономией и требованиями полета.

Современные системы позволяют осуществить этот выбор максимально эффективно, однако окончательное решение всегда остается за пилотом. Он несет ответственность за то, чтобы авиалайнер взлетел с необходимой мощностью и приземлился в штатном режиме.

ИИ-помощник от SkyMoments

Altair поможет разобраться, уточнить детали, объяснить непонятное