TOGA, FLEX и другие режимы тяги: как управляется тяга на авиалайнерах
В этой статье мы рассмотрим режимы TOGA и FLEX, а также другие тяговые режимы, используемые на различных этапах полета, и работу системы автоматического управления тягой на современных самолетах.
4 мая 2025 г.

TOGA — Take-Off / Go-Around
TOGA (Take-Off / Go-Around) — это максимальный режим тяги, доступный в гражданской авиации. Он активируется вручную: при взлете для достижения максимального ускорения и при уходе на второй круг для быстрого восстановления высоты и скорости.
Режим TOGA применяется в двух ситуациях:
• Нормальный взлет — когда требуется полная тяга (например, на короткой полосе, при высокой температуре, с тяжелым самолетом или при наличии препятствий).
• Go-around — при уходе на второй круг на любом этапе захода. В этом случае TOGA мгновенно обеспечивает полную тягу, отключает режим снижения и устанавливает безопасную траекторию набора высоты.
TOGA также может включать дополнительные функции, такие как автоматическое убирание спойлеров, изменение конфигурации закрылков и переключение систем навигации в режим ухода на второй круг.
FLEX — режим снижения тяги при взлете
FLEX (Flexible Temperature Takeoff) — это режим преднамеренного снижения тяги при взлете, основанный на расчетной «вымышленной» температуре. Система предполагает, что температура окружающей среды выше фактической, и ограничивает тягу, как будто двигателю не хватает воздуха.
Зачем нужен режим FLEX?
- Увеличивает ресурс двигателей (не используется максимальная тяга).
- Снижает расход топлива.
- Уменьшает шум и нагрузку на конструкцию.
Пилоты вводят FLEX Temperature — допустимую максимальную температуру, при которой взлет возможен с уменьшенной тягой. Если условия на полосе позволяют (достаточная длина, отсутствие ограничений по градиенту набора), используется именно режим FLEX.
Важно отметить, что в случае сбоя или необходимости можно немедленно переключиться на режим TOGA, что обеспечит возврат тяги к максимальному уровню.
CLB, CRZ и другие режимы
Кроме взлетных режимов, управление тягой включает и другие профили:
• CLB (Climb) — режим набора высоты после взлета, обычно активируется после достижения безопасной высоты. Он снижает тягу по сравнению с TOGA/FLEX для сохранения ресурса.
• CRZ (Cruise) — крейсерский режим, устанавливается автоматически в зависимости от эшелона, веса и температуры.
• IDLE — минимальная тяга, используемая при снижении и на земле.
Режимы тяги зависят от положения рычагов управления тягой, известных как руды (Thrust Levers). На большинстве современных авиалайнеров, особенно Airbus, руды фиксируются в определённых позициях: TOGA, FLEX/MCT, CLB и IDLE. При этом уровень тяги в каждом режиме контролируется компьютером.
Например, в Airbus A320 руды имеют четыре основные фиксированные позиции, не считая промежуточных и реверса: TOGA, FLEX/MCT (MCT — максимальная продолжительная тяга), CLB (Climb) и IDLE. После взлёта рычаги переводятся в положение CLB и остаются так до самого приземления — независимо от фазы полёта. Реальное управление тягой в пределах CLB осуществляется автоматически через систему A/THR. При снижении тяга может быть уменьшена до минимальной (IDLE) автоматически, без перевода рычагов.
Автоматическое управление тягой (A/THR)
На большинстве авиалайнеров установлена система автоматического управления тягой — A/THR (Auto-Thrust или Auto-Throttle). Она контролирует мощность в зависимости от выбранного режима полета:
На SkyMoments есть отдельная статья про автоматическое управление тягой (A/THR).
Заключение
Режимы TOGA и FLEX играют ключевую роль в определении уровня тяги при взлете. TOGA обеспечивает максимальную тягу, в то время как FLEX позволяет снизить ее разумно. Дальнейшее управление тягой автоматизировано и осуществляется через A/THR с переходом в режимы CLB, CRZ и IDLE. Правильный выбор режима — это баланс между безопасностью, экономией и требованиями полета.
Современные системы позволяют осуществить этот выбор максимально эффективно, однако окончательное решение всегда остается за пилотом. Он несет ответственность за то, чтобы авиалайнер взлетел с необходимой мощностью и приземлился в штатном режиме.
ИИ-помощник от SkyMoments
Altair поможет разобраться, уточнить детали, объяснить непонятное