ETOPS: как двухдвигательные самолёты летают через океан

В этой статье расскажем о Extended-range Twin-engine Operations Performance Standards (ETOPS), что дословно переводится как стандарты эксплуатационных характеристик двухдвигательных самолетов увеличенного радиуса действия

18 января 2025 г.

ETOPS: как двухдвигательные самолёты летают через океан

ETOPS (Extended-range Twin-engine Operational Performance Standards) — это стандарты, регулирующие эксплуатацию двухмоторных самолетов на больших расстояниях, включая полеты над удаленными и враждебными районами. Разработанные в 1980-х годах Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) и Федеральным управлением гражданской авиации США (FAA), эти правила определяют требования к безопасности, надежности и планированию маршрутов.

Часто ETOPS путают с понятием «полет на одном двигателе». Однако стандарты ETOPS охватывают не только эту ситуацию, но и комплексную подготовку самолетов и экипажей к операциям в условиях удаленности от подходящих аэропортов.

Ключевые понятия ETOPS

• Минимальная безопасная высота: высота, обеспечивающая безопасное продолжение полета в случае отказа двигателя.

• Минимальный безопасный радиус: расстояние до ближайшего подходящего аэропорта.

• Время ETOPS: максимальное время полета над удаленным районом без возможности аварийной посадки.

Как работает

 1. Сертификация воздушного судна: Самолет проходит проверку на соответствие требованиям ETOPS, включая надежность двигателей, запасы топлива и аварийное оборудование.

 2. Планирование маршрута: Пилоты составляют маршрут так, чтобы всегда находиться в пределах безопасного радиуса от подходящего аэропорта.

 3. Расчет времени ETOPS: Летный экипаж учитывает погодные условия, запас топлива и высоту для обеспечения безопасности.

 4. Мониторинг: Постоянный контроль за состоянием самолета и внешними факторами.

 5. Аварийные процедуры: В случае отказа двигателя экипаж следует строгим протоколам для безопасной посадки.

Категории ETOPS

• ETOPS 180: максимальное расстояние от ближайшего аэропорта — 180 минут полета. С ним самолет может летать практически везде - более чем на 95 процентах поверхности Земли. Данный ETOPS имеют Airbus A220, A320 Family, Boeing 737, 767, 777

• ETOPS 330: до 330 минут от ближайшего аэропорта. Имеют Boeing 777, 787, 747.

• ETOPS 370: до 370 минут от ближайшего аэропорта. Имеет Airbus A350.

• ETOPS 207: операционное расширение ETOPS 180, позволяющее использовать его в случае, если альтернативный аэропорт не доступен в течение 180 минут по каким-либо причинам, например политическим или военным, вулканической активности, временным условиям в аэропорту или другим погодным событиям. Разрешение на ETOPS 207 минут даётся FAA в Северной Тихоокеанской зоне операций на индивидуальной основе для каждого полёта.

Также существовали раньше или редко используются сейчас ETOPS 60, 90 и ETOPS 120.

Преимущества ETOPS

 1. Повышенная безопасность: Подробные стандарты сводят к минимуму риски при длительных полетах.

 2. Улучшенное планирование маршрутов: Предотвращение непредвиденных ситуаций.

 3. Подготовка экипажа: Тщательная тренировка экипажей по аварийным процедурам.

Проблемы ETOPS

 1. Ограничение выбора аэропортов: Необходимость планирования маршрутов вокруг подходящих точек посадки.

 2. Требования к топливу: Самолет должен иметь достаточные запасы топлива на случай отклонений.

 3. Влияние погоды: Погодные условия могут осложнить соблюдение стандартов ETOPS.

Итог

ETOPS (Extended-range Twin-engine Operational Performance Standards) - аббревиатура, используемая в гражданской авиации для правил выполнения полётов двухмоторных самолетов на больших расстояниях.

В настоящее время большинство пассажирских самолетов сертифицировано ETOPS 180/207 и ETOPS 330, что позволяет им летать по более удобным и экономичным маршрутам, где запасной аэродром находится в пределах 180/207 и 330 минут полета соответственно. 

Powered by Froala Editor

ИИ-помощник от SkyMoments

Altair поможет разобраться, уточнить детали, объяснить непонятное