RVSM: как в небе стало больше места для самолётов
В этой статье расскажем о RVSM в авиации.
11 марта 2025 г.

Reduced vertical separation minimum (RVSM) — система мер, призванная повысить пропускную способность воздушного пространства за счёт снижения установленных интервалов между эшелонами.
RVSM уменьшает вертикальное разделение самолетов с 2 000 футов до 1 000 футов, когда они летят на высотах от FL290 (29 000 футов) до FL410 (41 000 футов).
Почему так происходит? Это значительно увеличивает (теоретически, почти вдвое) количество самолетов, которые могут летать в определенной зоне воздушного пространства. Кроме того, это позволяет пилотам выбирать более эффективные высоты и избегать турбулентности.
Полеты до появления RVSM
Раньше самолетам, летящим между поверхностью и уровнем FL290, требовалось 1 000 футов вертикального разделения, но всем, кто летел выше FL290, требовалось 2 000 футов разделения. Причина была проста: точность манометрических высотомеров снижается с увеличением высоты, а в то время высотомеры не были достаточно точными, чтобы гарантировать достаточное разделение между сходящимися потоками.

Современное разделение и требования
Современные самолеты гораздо лучше справляются с точным определением высоты и выдерживанием заданной высоты с помощью автопилотов. Благодаря изобретению компьютеров воздушных данных (ADC), более точных высотомеров и усовершенствованных автопилотов, правило разделения в 2 000 футов уже не так актуально, что и послужило толчком к созданию RVSM.
В 2005 году RVSM был введен в действие с FL290 до FL410 в нижних 48 штатах, на Аляске, в Мексиканском заливе, в Атлантическом открытом морском воздушном пространстве и на РПИ Сан-Хуан.
Теперь пилоты могут летать на более эффективных высотах с разрывом в 1000 футов, а авиадиспетчеры - вместить в небо больше самолетов. Кроме того, самолеты экономят топливо, летая на более эффективных высотах. Согласно исследованию ФАУ, проведенному после введения RVSM, рейсы авиакомпаний, использующих RVSM, сжигали примерно на 2,5 % меньше топлива за рейс в 12 городах-парах, где проводилось исследование.
Требования к оборудованию и обучению
Для выполнения полетов с применением эшелонирования RVSM воздушные суда должны иметь соответствующее разрешение, выданное авиационными властями страны эксплуатанта, а членам летного экипажа необходимо пройти специальную подготовку.
Воздушное судно должно иметь следующее исправное оборудование:
ИИ-помощник от SkyMoments
Altair поможет разобраться, уточнить детали, объяснить непонятное