Автоматический взлёт Embraer: технология будущего в реальности

Статья о системе автоматического взлета E2TS

1 октября 2024 г.

Автоматический взлёт Embraer: технология будущего в реальности

Согласно информации от FrequentFlyers, компания Embraer поделилась деталями работы первой в мире автоматической системы взлета E2TS, которая была представлена на авиасалоне в Фарнборо в этом году. В настоящее время система тестируется на нескольких самолетах E2 и позволяет им взлетать самостоятельно. Она, получая данные с трех компьютеров и четырех датчиков, автоматически выполняет отрыв от взлетно-посадочной полосы и набор высоты. Система основывается на оптимальном профиле, который рассчитывается с учетом загрузки, температуры воздуха и других факторов.

Основная особенность системы заключается в поддержании оптимального угла тангажа. Пилоты при этом продолжают держать руки на штурвалах и ноги на педалях, так как управление по осевой линии ВПП необходимо осуществлять вручную с помощью руля направления. Если пилот отклоняет штурвал, система автоматически отключается.

Стоит отметить, что Airbus также разрабатывала свою систему автоматического взлета с использованием машинного зрения для следования по осевой линии. Интересно было бы объединить оба решения — тогда пилоты могли бы отдыхать после выруливания на старт (шутим!!), а затем, возможно, появится и система авторуления!

Зачем же нужно рассчитывать оптимальный угол тангажа? На первый взгляд, кажется логичным взлетать максимально быстро для быстрого набора высоты, ведь чем раньше достигнешь высоты, тем дольше летишь в крейсерском режиме и экономишь топливо. Однако слишком резкое движение штурвала или слишком ранний отрыв при недостаточной скорости могут привести к тейлстрайку — удару хвостом о ВПП. Система E2TS эффективно защищает от подобных ошибок экипажа, позволяя безопасно набирать высоту.

Эта система также будет доступна для установки на уже выпущенные самолеты. Как утверждают в Embraer, она позволит открывать рейсы в аэропорты с короткими ВПП, увеличивать максимальный взлетный вес (хотя неясно, насколько именно), снижать нагрузку на экипажи и повышать безопасность. При этом это решение является программным обновлением электродистанционной системы управления (ЭДСУ), требующим лишь небольшого обучения пилотов, которое займет менее одного дня.

Powered by Froala Editor

ИИ-помощник от SkyMoments

Altair поможет разобраться, уточнить детали, объяснить непонятное