Типы заходов на посадку в гражданской авиации: от маяков к спутникам

В гражданской авиации существует множество типов заходов на посадку, каждый из которых имеет свои особенности, уровень точности и требования к оборудованию и инфраструктуре. В этой статье рассмотрим основные виды заходов: от устаревших систем на базе NDB до современных спутниковых процедур, включая RNAV и RNP.

12 мая 2025 г.

Типы заходов на посадку в гражданской авиации: от маяков к спутникам

Материал основан на ранее опубликованных статьях по темам ILS, RNAV, RNP, PBN, LNAV/VNAV и VOR/DME/NDB которые дают углублённое понимание отдельных аспектов навигации и заходов.

Классификация заходов

Система классификации заходов строится по уровню точности наведения:

• Точные заходы (Precision Approaches) — обеспечивают как горизонтальное, так и вертикальное наведение на посадку (например, ILS, GBAS, LPV).

• Неточные заходы (Non-Precision Approaches) — предоставляют только горизонтальное наведение (например, NDB, VOR, RNAV LNAV).

• Визуальные и маневренные заходы (Visual and Circling Approaches) — выполняются при визуальном контакте с ВПП и местностью.

Эта структура соответствует подходам ICAO и применяется во всех странах.

LMM и LOM это NDB-радиомаяки

NDB-подходы (Non-Directional Beacon)

Заход по приводам — один из старейших типов инструментального захода, основанный на использовании наземного ненаправленного радиомаяка (NDB) и приёмника автоматического радиокомпаса (ADF) на борту. Маяк излучает всенаправленный сигнал на длинноволновых и средневолновых частотах. Экипаж определяет направление на маяк и выстраивает маршрут захода в соответствии с опубликованными схемами и расчётами.

  • Наведение обеспечивается только по курсу (azimuth).
  • Нет возможности получения информации о расстоянии.
  • Высокая подверженность радиопомехам, особенно в грозовую погоду и в сложном рельефе.

В Европе такие подходы почти полностью выведены из эксплуатации. Однако в регионах с ограниченной инфраструктурой NDB-подходы остаются в активном использовании, в том числе в качестве резервных процедур.

VOR и VOR/DME подходы

VOR (VHF Omnidirectional Range) позволяет пилоту определять своё положение по радиальному от наземного маяка. Вариант с DME (Distance Measuring Equipment) добавляет точную дальность, что значительно повышает точность навигации.

  • Обеспечивается только горизонтальное наведение.
  • Подход формируется на основе определённого радиала и дальности до маяка.
  • В большинстве схем отсутствует вертикальный профиль, снижение осуществляется по расчётной или опубликованной траектории.

VOR-подходы широко используются как основной или резервный тип захода в аэропортах по всему миру. В условиях, где отсутствует ILS или спутниковое покрытие, этот тип остаётся жизнеспособным.

На SkyMoments есть отдельная статья про VOR, VOR/DME И NDB маяки.

ILS (Instrument Landing System)

ILS остаётся эталоном точного захода, обеспечивая чёткое горизонтальное и вертикальное наведение с высокой степенью надёжности. Система основана на передаче двух независимых сигналов: локалайзера (LOC) и глиссады (GS). LOC обеспечивает выравнивание по оси ВПП, а GS — снижение по оптимальной глиссаде.

Категории ILS:

  • CAT I — высота принятия решения от 200 футов, дальность видимости — от 550 метров.
  • CAT II — 100 футов / 300 метров.
  • CAT III (A/B/C) — допускается автоматическая посадка при видимости менее 200 м, включая посадку без визуального контакта с ВПП (CAT III C).

Подробный материал про ILS доступен в отдельной статье SkyMoments, где разобраны все аспекты технологии.

RNAV и PBN-подходы

RNAV (Area Navigation) — это концепция, позволяющая использовать любые навигационные точки, а не только те, что привязаны к маякам. Подходы RNAV могут строиться на основе GNSS (GPS), DME/DME, инерциальной навигации или их комбинации.

Подтипы RNAV-подходов:

  • RNAV (GNSS) LNAV — только горизонтальное наведение.
  • LNAV/VNAV — добавлена вертикальная траектория.
  • LPV (Localizer Performance with Vertical guidance) — наведение сопоставимо по точности с ILS CAT I, но работает на базе спутников без наземных станций.
  • LP (Localizer Performance) — точное горизонтальное наведение без глиссады.

Эти процедуры входят в архитектуру PBN (Performance-Based Navigation), подробно разобранную в отдельной статье SkyMoments.

Преимущества RNAV:

  • Не требует наземного оборудования на аэродроме.
  • Гибкость в проектировании маршрутов и схем захода.
  • Возможность заходов в труднодоступные и рельефные зоны.

RNP AR (Authorization Required)

Особый тип захода по стандарту RNP (Required Navigation Performance), требующий одобрения от регулятора и соответствующего уровня подготовки пилотов и бортового оборудования.

  • Обязательное соблюдение точности навигации (до ±0.1 NM).
  • Используется в аэропортах с ограниченным маневренным пространством, сложным рельефом или плотной застройкой.
  • Может включать дуги, участки с предельно точным снижением и разворотами на малых высотах.

Такие заходы часто применяются в горных аэропортах, где невозможно использовать ILS или стандартные RNAV-подходы.

Визуальный и маневренный заход (Circling)

Visual Approach — выполняется при наличии визуального контакта с полосой и допустимых погодных условиях. Основан на визуальной ориентации без обязательной привязки к навигационным средствам. Часто используется в трафик-интенсивных аэропортах для оптимизации потока. При выполнении визуального захода экипаж может ориентироваться по визуальным средствам, таким как PAPI (Precision Approach Path Indicator) — система световых индикаторов, обеспечивающая контроль правильного угла снижения на финальном этапе.

Circling Approach — заход, при котором посадка осуществляется на другую ВПП, нежели указана в схеме прибора. Пилот по завершении прибора визуально маневрирует вокруг аэродрома и совершает посадку с нужного направления.

  • Повышенная нагрузка на экипаж.
  • Требует постоянного визуального контакта.
  • Жёсткие ограничения по минимальной высоте и радиусу маневра.

Заключение

Эволюция заходов на посадку отражает общее направление развития авиационной навигации: от зависимости от наземных радиомаяков к глобальным спутниковым системам и высокоточному позиционированию. В современных условиях предпочтение отдается гибким и экономичным системам на базе RNAV и RNP, которые обеспечивают безопасные заходы даже в самых сложных аэропортах.

Тем не менее, старые типы заходов — NDB, VOR, ILS — сохраняются как резервные и обеспечивают устойчивость всей навигационной инфраструктуры. Понимание различий между этими системами необходимо как лётному составу, так и всем, кто интересуется современными авиационными технологиями.

Автор превью статьи: Akbarali Mastan

ИИ-помощник от SkyMoments

Altair поможет разобраться, уточнить детали, объяснить непонятное