Типы заходов на посадку в гражданской авиации: от маяков к спутникам
В гражданской авиации существует множество типов заходов на посадку, каждый из которых имеет свои особенности, уровень точности и требования к оборудованию и инфраструктуре. В этой статье рассмотрим основные виды заходов: от устаревших систем на базе NDB до современных спутниковых процедур, включая RNAV и RNP.
12 мая 2025 г.

Материал основан на ранее опубликованных статьях по темам ILS, RNAV, RNP, PBN, LNAV/VNAV и VOR/DME/NDB которые дают углублённое понимание отдельных аспектов навигации и заходов.
Классификация заходов
Система классификации заходов строится по уровню точности наведения:
• Точные заходы (Precision Approaches) — обеспечивают как горизонтальное, так и вертикальное наведение на посадку (например, ILS, GBAS, LPV).
• Неточные заходы (Non-Precision Approaches) — предоставляют только горизонтальное наведение (например, NDB, VOR, RNAV LNAV).
• Визуальные и маневренные заходы (Visual and Circling Approaches) — выполняются при визуальном контакте с ВПП и местностью.
Эта структура соответствует подходам ICAO и применяется во всех странах.

LMM и LOM это NDB-радиомаяки
NDB-подходы (Non-Directional Beacon)
Заход по приводам — один из старейших типов инструментального захода, основанный на использовании наземного ненаправленного радиомаяка (NDB) и приёмника автоматического радиокомпаса (ADF) на борту. Маяк излучает всенаправленный сигнал на длинноволновых и средневолновых частотах. Экипаж определяет направление на маяк и выстраивает маршрут захода в соответствии с опубликованными схемами и расчётами.
- Наведение обеспечивается только по курсу (azimuth).
- Нет возможности получения информации о расстоянии.
- Высокая подверженность радиопомехам, особенно в грозовую погоду и в сложном рельефе.
В Европе такие подходы почти полностью выведены из эксплуатации. Однако в регионах с ограниченной инфраструктурой NDB-подходы остаются в активном использовании, в том числе в качестве резервных процедур.
VOR и VOR/DME подходы
VOR (VHF Omnidirectional Range) позволяет пилоту определять своё положение по радиальному от наземного маяка. Вариант с DME (Distance Measuring Equipment) добавляет точную дальность, что значительно повышает точность навигации.
- Обеспечивается только горизонтальное наведение.
- Подход формируется на основе определённого радиала и дальности до маяка.
- В большинстве схем отсутствует вертикальный профиль, снижение осуществляется по расчётной или опубликованной траектории.
VOR-подходы широко используются как основной или резервный тип захода в аэропортах по всему миру. В условиях, где отсутствует ILS или спутниковое покрытие, этот тип остаётся жизнеспособным.
На SkyMoments есть отдельная статья про VOR, VOR/DME И NDB маяки.

ILS (Instrument Landing System)
ILS остаётся эталоном точного захода, обеспечивая чёткое горизонтальное и вертикальное наведение с высокой степенью надёжности. Система основана на передаче двух независимых сигналов: локалайзера (LOC) и глиссады (GS). LOC обеспечивает выравнивание по оси ВПП, а GS — снижение по оптимальной глиссаде.
Категории ILS:
- CAT I — высота принятия решения от 200 футов, дальность видимости — от 550 метров.
- CAT II — 100 футов / 300 метров.
- CAT III (A/B/C) — допускается автоматическая посадка при видимости менее 200 м, включая посадку без визуального контакта с ВПП (CAT III C).
Подробный материал про ILS доступен в отдельной статье SkyMoments, где разобраны все аспекты технологии.
RNAV и PBN-подходы
RNAV (Area Navigation) — это концепция, позволяющая использовать любые навигационные точки, а не только те, что привязаны к маякам. Подходы RNAV могут строиться на основе GNSS (GPS), DME/DME, инерциальной навигации или их комбинации.
Подтипы RNAV-подходов:
- RNAV (GNSS) LNAV — только горизонтальное наведение.
- LNAV/VNAV — добавлена вертикальная траектория.
- LPV (Localizer Performance with Vertical guidance) — наведение сопоставимо по точности с ILS CAT I, но работает на базе спутников без наземных станций.
- LP (Localizer Performance) — точное горизонтальное наведение без глиссады.
Эти процедуры входят в архитектуру PBN (Performance-Based Navigation), подробно разобранную в отдельной статье SkyMoments.
Преимущества RNAV:
- Не требует наземного оборудования на аэродроме.
- Гибкость в проектировании маршрутов и схем захода.
- Возможность заходов в труднодоступные и рельефные зоны.
RNP AR (Authorization Required)
Особый тип захода по стандарту RNP (Required Navigation Performance), требующий одобрения от регулятора и соответствующего уровня подготовки пилотов и бортового оборудования.
- Обязательное соблюдение точности навигации (до ±0.1 NM).
- Используется в аэропортах с ограниченным маневренным пространством, сложным рельефом или плотной застройкой.
- Может включать дуги, участки с предельно точным снижением и разворотами на малых высотах.
Такие заходы часто применяются в горных аэропортах, где невозможно использовать ILS или стандартные RNAV-подходы.

Визуальный и маневренный заход (Circling)
Visual Approach — выполняется при наличии визуального контакта с полосой и допустимых погодных условиях. Основан на визуальной ориентации без обязательной привязки к навигационным средствам. Часто используется в трафик-интенсивных аэропортах для оптимизации потока. При выполнении визуального захода экипаж может ориентироваться по визуальным средствам, таким как PAPI (Precision Approach Path Indicator) — система световых индикаторов, обеспечивающая контроль правильного угла снижения на финальном этапе.
Circling Approach — заход, при котором посадка осуществляется на другую ВПП, нежели указана в схеме прибора. Пилот по завершении прибора визуально маневрирует вокруг аэродрома и совершает посадку с нужного направления.
- Повышенная нагрузка на экипаж.
- Требует постоянного визуального контакта.
- Жёсткие ограничения по минимальной высоте и радиусу маневра.
Заключение
Эволюция заходов на посадку отражает общее направление развития авиационной навигации: от зависимости от наземных радиомаяков к глобальным спутниковым системам и высокоточному позиционированию. В современных условиях предпочтение отдается гибким и экономичным системам на базе RNAV и RNP, которые обеспечивают безопасные заходы даже в самых сложных аэропортах.
Тем не менее, старые типы заходов — NDB, VOR, ILS — сохраняются как резервные и обеспечивают устойчивость всей навигационной инфраструктуры. Понимание различий между этими системами необходимо как лётному составу, так и всем, кто интересуется современными авиационными технологиями.
Автор превью статьи: Akbarali Mastan
ИИ-помощник от SkyMoments
Altair поможет разобраться, уточнить детали, объяснить непонятное