LOT рассматривает возможность приобретения Smartwings в Чехии

LOT рассматривает возможность приобретения Smartwings, крупнейшего чешского перевозчика. Сделка может укрепить позиции LOT в туристическом сегменте. Анализ инте

12 ноября 2025 г.

#Мировая Авиация#LOT#Smartwings#Другое
LOT рассматривает возможность приобретения Smartwings в Чехии

Польская авиакомпания LOT может приобрести Smartwings, крупнейшего перевозчика Чехии. По данным польских СМИ, глава LOT Михал Фийол в конце октября посетил Прагу для переговоров о сделке.

Слухи о заинтересованности LOT в чешской авиакомпании ходят в отрасли уже несколько месяцев, но сейчас дело, судя по всему, сдвинулось с мёртвой точки. Smartwings специализируется на чартерных и туристических перевозках, а также предоставляет услуги ACMI, сдавая самолёты в мокрый лизинг другим авиакомпаниям.

Флот Smartwings насчитывает более 40 самолётов, включая Boeing 737 MAX, Airbus A320 и новые A220. Владелец компании, чешский миллиардер Иржи Шимане, ищет покупателя уже несколько лет. Ранее он был близок к продаже израильской Israir, но сделка в итоге не состоялась.

История Smartwings

Smartwings выросла из туроператора Travel Service, который был крупнейшим в Чехии и имел дочерние структуры в Польше, Венгрии и Словакии. В 2024 году Smartwings приобрела активы обанкротившейся ČSA Czech Airlines, исторического национального перевозчика Чехии. Эта сделка дала Smartwings не только дополнительные активы, но и определённое символическое значение на чешском авиарынке.

LOT далеко не единственная авиакомпания, проявляющая интерес к Smartwings. На радаре также немецкая Eurowings и турецко-немецкая SunExpress, которые работают в схожем сегменте туристических перевозок. Конкуренция за актив может быть серьёзной, учитывая масштаб флота и присутствие Smartwings на рынке Центральной Европы.

Реакция LOT

Представители LOT отказываются комментировать слухи о возможной сделке. Польская сторона явно не хочет преждевременных спекуляций, памятуя неудачу 2020 года, когда польская авиационная группа PGL отказалась от покупки немецкой Condor из-за пандемии. Тот опыт, вероятно, научил LOT осторожности в публичных заявлениях до завершения переговоров.

Для LOT это не первая попытка расширения в Центральной Европе. В 2018-2019 годах польская авиакомпания рассматривала возможность создания базы в Будапеште и даже запускала прямые рейсы в США из венгерской столицы, хотя проект оказался недолговечным. Кроме того, LOT уже имеет партнёрство с польским туроператором ITAKA, который в 2025 году запустил собственную чартерную авиакомпанию с самолётами A320, взятыми в мокрый лизинг у болгарской Electra Airways.

Если сделка состоится, LOT получит серьёзное усиление в чартерном и туристическом сегменте, а также доступ к развитой ACMI-операции. Это логичный шаг для польской авиакомпании, которая стремится укрепить свои позиции в регионе и диверсифицировать бизнес-модель. Вопрос в том, как именно LOT интегрирует Smartwings: сохранит ли отдельный бренд или постепенно поглотит активы под собственным именем. Опыт с базой в Будапеште показывает, что международная экспансия для LOT не всегда проходит гладко, поэтому подход к интеграции Smartwings будет критически важен.

ИИ-помощник от SkyMoments

Altair поможет разобраться, уточнить детали, объяснить непонятное