Росавиация потребовала обучение по использованию давлений QNH и QFE

Росавиация инициирует обучение по использованию давлений QNH и QFE для пилотов и диспетчеров. Анализ инцидента подчеркивает важность повышения квалификации.

21 августа 2025 г.

#Российская Авиация#Другое#безопасность#Авиапроисшествия
Росавиация потребовала обучение по использованию давлений QNH и QFE

Росавиация направила главам авиапредприятий уведомление о необходимости проведения дополнительных обучающих мероприятий для пилотов и диспетчеров, касающихся использования давлений QNH и QFE. Эта мера вызвана трагическим инцидентом с пассажирским самолётом Ан-24РВ «Ангары», который 24 июля 2025 года потерпел крушение в Амурской области, став крупнейшей авиакатастрофой в России с 2018 года по числу жертв.

Контекст трагедии

Предварительное расследование показало, что экипаж Ан-24 установил на барометрических высотомерах давление QNH на уровне 751 мм рт. ст. Однако во время прохождения обязательной контрольной точки (ОПРС) экипаж сообщил диспетчеру о высоте 1100 м. По карте захода на посадку для аэродрома Тында проход ОПРС должен был осуществляться на высоте 1105 м согласно давлению QFE, что указывает на ошибку в установке давления на высотомерах.

После ОПРС, выполняя правый разворот, экипаж продолжил снижение, при этом следующая заданная высота составляла 745 м. Однако согласно схемам захода на посадку, высота полёта по кругу должна была составлять 740 м по QFE. На расстоянии 15 км от контрольной точки аэродрома произошло столкновение с деревьями на высоте 150 м относительно аэродрома (765 м над уровнем моря), после чего самолёт врезался в землю.

Факты и данные

Росавиация классифицировала это происшествие как CFIT (Collision with Terrain while in Flight), аналогично крушению Ми-8Т авиакомпании «Взлёт» в июле 2023 года. Основными факторами таких инцидентов являются управление на высоте ниже безопасной и ошибки при установке давления на высотомерах. В уведомлении, подписанном руководителем Росавиации Дмитрием Ядровым, отмечается важность комплексного использования бортового оборудования и эффективных средств организации воздушного движения.

В целях предотвращения подобных происшествий, Росавиация потребовала провести дополнительные занятия с пилотами и диспетчерами о порядке выполнения полётов с использованием давлений QNH и QFE. Также было предписано провести ревизию руководства по производству полётов и, при необходимости, внести изменения в процедуры установки барометрических высотомеров. Важно, чтобы пилоты знали, как действовать при срабатывании системы раннего предупреждения о приближении земли и как правильно использовать сигнализаторы радиовысотомера.

Анализ и последствия для отрасли

Данная трагедия подчеркивает необходимость повышения уровня подготовки как пилотов, так и диспетчеров, особенно на тех аэродромах, которые недавно перешли на систему QNH. В 2025 году на QNH планируется перейти ещё на 33 аэродрома, что увеличит важность понимания различий между системами QNH и QFE. Изменение стандартов может привести к увеличению числа инцидентов, если не будут приняты меры по обучению и повышению осведомлённости пилотов.

Кроме того, необходимо обратить внимание на техническое состояние средств навигации и отображения данных о высоте полёта. В Тынде, где произошло крушение, до сих пор используется первичный локатор, что создает дополнительные риски. Важно, чтобы диспетчеры могли эффективно проверять данные о высоте и информировать экипажи о любых неисправностях или отказах в системах связи.

Дополнительную информацию о системах QNH, QFE и QNE можно найти в статье на сайте SkyMoments: Установка давления на высотомере.

Таким образом, инцидент с Ан-24 подчеркивает критическую необходимость в улучшении подготовки и контроля при выполнении полётов. Безопасность авиации требует постоянного внимания и адаптации к новым стандартам и технологиям.

ИИ-помощник от SkyMoments

Altair поможет разобраться, уточнить детали, объяснить непонятное