Vietjet прекратил эксплуатацию COMAC C909 из-за больших расходов
Vietjet прекратил эксплуатацию COMAC C909 из-за высоких операционных расходов. Анализ показывает, что экономическая целесообразность остаётся ключевым барьером
21 октября 2025 г.

Vietjet прекратил эксплуатацию двух COMAC C909 после шести месяцев работы. Контракт на влажный лизинг с Chengdu Airlines истёк 18 октября 2025 года и не был продлён, сообщает Reuters со ссылкой на источники, знакомые с деталями сделки.
Причина отказа — высокие операционные расходы. Использование иностранных экипажей и сервисного обслуживания оказалось экономически невыгодным для вьетнамского лоукостера. Дополнительным фактором стали регуляторные ограничения со стороны авиационных властей Вьетнама. При этом источники подчёркивают, что решение не связано с техническими характеристиками самолёта.
Первый опыт C909 во Вьетнаме
Два C909 с бортовыми номерами B-656 и B-652G присоединились к флоту Vietjet в апреле 2025 года, через несколько дней после визита председателя КНР Си Цзиньпина во Вьетнам. Самолёты работали на внутренних маршрутах между аэропортами Кондао, Ханоя и Хошимина. Это был первый официальный выход C909 на вьетнамский рынок.
Последние рейсы оба борта выполнили 17 октября 2025 года по маршруту Кондао — Ханой. После этого самолёты вернулись к Chengdu Airlines.
Сложности выхода на рынок Юго-Восточной Азии
COMAC активно стремится закрепиться в регионе, где у Китая традиционно хорошие отношения со многими странами. В сентябре 2025 года Тони Фернандес, глава Capital A (материнская компания AirAsia), подтвердил переговоры о закупке C919. Однако опыт Vietjet показывает, что даже при политической поддержке коммерческая эксплуатация новых китайских самолётов сталкивается с реальными барьерами.
Для лоукостеров, где каждый процент маржи критичен, дополнительные расходы на адаптацию под новый тип самолёта могут перевесить потенциальную экономию. Vietjet работает на Boeing 737 и Airbus A320/A321 — отработанных платформах с развитой инфраструктурой поддержки и локальными экипажами. Переход на C909, даже временный, требует инвестиций в обучение, сертификацию и логистику запчастей.
COMAC сталкивается с классической проблемой новых производителей: чтобы самолёт стал массовым, нужна развитая сеть поддержки, но чтобы эту сеть построить, нужны заказчики. Авиакомпании не спешат рисковать, особенно в сегменте лоукостеров, где операционная эффективность напрямую влияет на прибыльность. Политическая воля может открыть двери, но удержаться на рынке можно только через экономическую целесообразность.
C909 (ранее известный как ARJ21-700) остаётся нишевым продуктом, преимущественно для китайского внутреннего рынка. Выход за его пределы требует не просто сертификации и контрактов, а создания полноценной экосистемы эксплуатации, которая пока отсутствует.
ИИ-помощник от SkyMoments
Altair поможет разобраться, уточнить детали, объяснить непонятное