Что такое ATIS и зачем он нужен пилотам при заходе и вылете
В этой статье расскажем о АТИС, что с английского ATIS — Automatic Terminal Information Service.
30 января 2025 г.

ATIS (Automatic Terminal Information Service) — служба автоматического предоставления текущей информации прибывающим и вылетающим воздушным судам в районе аэродрома. Передает сообщение, содержащее наиболее полную и актуальную информацию об аэродроме.
Виды сводки
Существует 2 варианта передачи сообщений АТИСа на борт:
• D-ATIS — предоставляет сводки в текстовом виде. Он позволяет получать информацию об аэродроме без необходимости прослушивать её на специальных частотах. Достаточно просто прочитать сводку. Для работы D-ATIS используется система ACARS (Aircraft Communications Addressing and Reporting System).
• Voice-ATIS — предоставляет сводки в голосовом виде. Обеспечивает непрерывное и повторяющееся голосовое радиовещание в кабине пилотов. Пилот слушает радиовещание в кабине и делает заметки.
Содержание сводки ATIS
• Позывной канала;
• Буквенный индекс текущей информации;
• Время наблюдения передаваемой метеоинформации (UTC);
• Возможные системы захода и рабочие полосы;
• Состояние взлетно-посадочной полосы, например, наличие воды или снега, и коэффициент сцепления;
• Эшелон перехода;
• Важная информация, не включенная в НОТАМ;
• Орнитологическая обстановка;
• Направление и скорость ветра;
• Видимость и дальность видимости на рабочей ВПП. При условиях CAVOK в сводку включается сокращение CAVOK, а характеристики видимости и облачности опускаются;
• Атмосферные явления;
• Облачность;
• Температура и точка росы;
• Приведённое давление QNH в мм рт. ст. и гПа для установления барометрического высотомера. Давление QFE передаётся по запросу КВС;
• Дополнительная метеоинформация для зон захода на посадку, взлета и набора высоты;
• Метеорологический прогноз на ближайшие два часа (прогноз на посадку «ТРЕНД»);
• Особые указания в отношении АТИС, например, необходимость передавать индекс при выходе на связь с диспетчером.

Примеры ATIS
АТИС вещает так на английском, так и на русском. Сообщения формируются с соблюдением общих требований по авиационной фразеологии (например, особое произношение букв, цифр и т.д).
Пример сводки ATIS в аэропорту Schiphol, Амстердам с подробным разбором:
«This is Schiphol arrival information Kilo. Main landing runway one eight Right. Transition level 50. Two zero zero degrees, one one knots. Visibility one zero kilometres. Few 1300 feet, scattered 1800 feet, broken 2200 feet. Temperature one five, dewpoint one three. QNH niner niner five hectopascal. No significant change. Contact Approach and Arrival callsign only. End of information Kilo.»
1. This is Schiphol arrival information Kilo – сообщение для самолетов, следующих в Схипхол, и буквенный индекс сводки;
2. Main landing runway one eight Right – основная взлетно-посадочная полоса 18R;
3. Transition level 50 – высота перехода 5000 футов;
4. Two zero zero degrees, one one knots – направление ветра 200 градусов, в среднем 11 узлов;
5. Visibility one zero kilometres – общая видимость 10 километров;
6. Few 1300 feet, scattered 1800 feet, broken 2200 feet – облачные слои на указанной высоте над аэропортом;
7. Temperature one five, dewpoint one three – температура и точка росы в градусах Цельсия;
8. QNH niner niner five hectopascal – QNH 995 гектопаскалей;
9. No significant change – значительных изменений погоды не ожидается;
10. Contact Approach and Arrival callsign only – при получении указаний связаться с диспетчером «Подхода и посадки»;
11. End of information Kilo – конец сообщения и снова буквенный индекс.
Второй пример сводки в аэропорту Лондон Станстед, когда в это время проводились ремонтные работы на поверхности рулежных дорожек, что отражено в сообщении ATIS:
«Stansted information Uniform. Time 12:50, automatic. Runway in use 22. Runway 22 DRY DRY DRY. Ground is open, delivery is closed. Transition level - flight level 65. Expect an ILS approach. Surface wind 250, 14 knots. Visibility 10 kilometre or more. Scattered 2400 feet, broken 4600 feet. Cumulonimbus detected. Temperature +19, dew point +14. QNH 1007. Work in progress in Apron Alpha - taxiway Juliet closed between Papa and Alpha. Acknowledge receipt of information Uniform and advise aircraft type on first contact.»
Третий пример сообщения на русском:
«Пулково-АТИС. Информация - Alpha. 12-30. Заход ИЛС, заход ОСП, 28, правая. Сухая. Сцепление нормативное, 0.72. Эшелон перехода - 1500. РД правая-2 закрыта. При отсутствии угрозы безопасности полетов, изменение высоты эшелона выполнять строго по разрешению диспетчера. В районе аэродрома и на предпосадочной прямой возможны стаи птиц. Ветер - 250 градусов, 8. Высота 100 метров - 260 градусов, 11. Круг - 280 градусов, 13. Видимость - более 10 километров. Значительная кучево-дождевая, 800. Температура - 13. Точка росы - 8. Давление - 752 милиметра, 1003 гектапаскалей. Предупреждение: ливнеопасные очаги в районе аэродрома. Сообщите получение Alpha.»
METAR и ATIS
METAR и ATIS не следует путать между собой. Согласно стандартам ИКАО и нормативным документам Российской Федерации, для формирования сообщений АТИС и их использования диспетчерским составом предоставляется метеорологическая информация в виде местных сводок. Хотя METAR/SPECI, группируются по схожим критериям (ветер, видимость, явления погоды, облачность и т. д.), между ними есть принципиальные различия. ATIS содержит более оперативную и конкретную информацию, предназначенную для немедленного использования, в то время как сводки METAR/SPECI предназначены для общего ознакомления с метеоусловиями на аэродроме.
SPECI — специальная метеорологическая сводка по аэродрому, выпускаемая при резком изменении погоды, чтобы пилоты могли оперативно скорректировать свои действия. В отличие от METAR, который описывает текущие погодные условия на аэродроме и выпускается с часовыми или получасовыми интервалами, SPECI выпускается вне графика.
Различия между местными сводками, ATIS, и METAR/SPECI заключаются в методах усреднения и области применения данных. Ветер в местных сводках усредняется за 2 минуты с учетом магнитного склонения и информации о высотах, тогда как в METAR/SPECI данные усредняются за 10 минут без учета магнитного склонения и не указывают рабочую полосу.
Видимость определяется в местных сводках вдоль ВПП с усреднением за 1 минуту, тогда как в METAR/SPECI преобладающая видимость указывается с осреднением за 10 минут и включает максимальные и минимальные значения при значительных различиях.
Дальность видимости на ВПП в местных сводках также усредняется за 1 минуту, в отличие от METAR/SPECI, где осреднение составляет 10 минут. Явления погоды фиксируются на аэродроме в местных сводках, а в METAR/SPECI также еще в его окрестностях.
Облачность в местных сводках определяется с дискретностью 10 м, тогда как в METAR/SPECI — с дискретностью 30 м (100 футов).
Итог
ATIS (Automatic Terminal Information Service) — служба, которая предоставляет текущую информацию об аэродроме всем прилетающим и вылетающим бортам. Передает сообщения на борт в голосовом или текстовом виде, через голос в кабине и систему ACARS соответственно.
Powered by Froala Editor
ИИ-помощник от SkyMoments
Altair поможет разобраться, уточнить детали, объяснить непонятное