Как читать METAR: расшифровка авиационных метеосводок

В этой статье расскажем, что такое METAR и как его читать. Это первая статья о метеосводках в авиации. В следующих материалах мы также разбираем TAF — прогноз погоды, и SPECI — внеплановое сообщение об изменениях метеоусловий.

19 октября 2024 г.

Как читать METAR: расшифровка авиационных метеосводок

Сводка METAR – это данные о фактической погоде на аэродроме и краткосрочный прогноз на два часа от момента наблюдения. Сводка выпускается каждые полчаса, однако в международные базы данных она попадает с небольшой задержкой, как правило, 10 минут.

Для поиска METAR интересующего вас аэродрома мы рекомендуем пользоваться сайтом metar-taf.com.

В целом, код довольно примитивен, достаточно знать порядка двух десятков самых распространенных сокращений, и расположение в коде того или иного параметра, это позволит понимать 90 процентов всех сводок. В качестве примера разберем две реальных сводок METAR.

Первый пример:

UAAA 221700Z 16002MPS 0500 R23R/1800D R23L/1400N FZFG FU SCT200 M11/M13 Q1028 R88/CLRD65 NOSIG

1. UAAA – обозначение аэродрома ИКАО, в данном случае Алматы, конечно, знать коды всех аэродромов невозможно, их можно легко найти в интернете.

2. 221700Z – дата наблюдения (22 число текущего месяца) и время (17.00Z – время по Гринвичу).

3. 16002MPS – направление метеорологического ветра (т.е. откуда дует ветер) – 160 градусов, и скорость – 2 метра в секунду.

4. 0500 – метеорологическая видимость – 500 метров.

5. R23R/1800D R23L/1400N – дальность видимости на ВПП, в данном случае на ВПП 23R видимость составляет 1800 метров, а на 23L 1400 метров, D и N означают тенденцию изменения видимости за крайние 10 минут, D — Down, т.е. видимость ухудшалась, N – без изменений

6. FZFG FU – явления погоды. Freezing Fog Fume – переохлажденный туман, дым

7. SCT200 – Количество облачности и ее нижняя граница: Scattered – рассеянная, 200 – высота в сотнях футов, т.е. 20000 футов.

8. M11/M13 – температура/точка росы, М означает минус.

9. Q1028 – давление QNH на аэродроме, 1028 гектопаскалей.

10. R88/CLRD65 – группа состояния ВПП, R88 – все ВПП аэродрома, CLRD – cleared (очищена), 65 –коэффициент сцепления 0,65.

11. NOSIG – прогноз на 2 часа от времени наблюдения, NOSIG – No Significant Change (без существенных изменений)

Второй пример с CAVOC(cloud (ceiling) and visibitily OK):

UUDD 191130Z 35004MPS 330V030 CAVOK 08/00 Q1031 R32L/CLRD60 NOSIG

UUDD – обозначение ИКАО, в данном случае Московский Аэропорт Домодедово.

191130Z – дата наблюдения (19 число текущего месяца) и время (1130Z – время по Гринвичу).

35004MPS 330V030 – направление метеорологического ветра – 350 градусов и скорость – 4 метра в секунду. Направление ветра варьируется от 330° до 030°.

CAVOK – cloud (ceiling) and visibitily OK — погода хорошая.

08/00 – температура/точка росы.

Q1031 – давление QNH на аэродроме, 1031 гектопаскалей.

R32L/CLRD60 – группа состояния ВПП, R32L– две ВПП аэродрома в работе, CLRD – cleared (очищена), 60 –коэффициент сцепления 0,60.

NOSIG – прогноз на 2 часа от времени наблюдения, NOSIG – No Significant Change (без существенных изменений)

Расшифровки

1. Аэродром

Примеры: UUEE; LKPR; EHHK

СССС — международное четырехбуквенное обозначение аэродрома.

Индексы аэропортов приведены в сборнике ICAO Doc 7910 – «Указатели (индексы) местоположения».

2. Время наблюдения

Примеры: 101230Z; 270030Z; 010100Z

YYGGggZ: YY — дата, GG — часы, gg — минуты, Z — время UTC — universal coordinated time.

3. Ветер

Примеры: 24022KT; 23009G15MPS; 17003MPS 130V220; 00000MPS

dddff (Gfmfm) (dndndnVdxdxdx) — ветер у поверхности земли

(за 10-минутный период предшествующий сроку наблюдения).

ddd — среднее метеорологическое направление ветра (истинное).

ff — средняя скорость ветра.

Gfmfm — максимальная скорость ветра или порывов. G-GUST – порыв.

Передается, если максимальная скорость превышала среднюю на 5 м/с (10 узлов, 20 км/ч) или более. 

MPS — METRES PER SECOND — метры в секунду.

KT — KNOTS – узлы.

KMH — KILOMETRES PER HOUR — километры в час.

dndndnVdxdxdx — если ветер резко изменялся (не менее 60 градусов при средней скорости не менее 2м/с), в сводку включается группа, в которой 

dndndn и dxdxdx — два экстремальных направления ветра, между которыми происходили изменения.

V — буквенный указатель группы.

00000 — штиль (CALM).

VRB — VARIABLE — неустойчивый ветер.

Это обозначение используется вместо направления, если: средняя скорость ветра не более 2 м/с 

(3 узла, 6 км/ч) или невозможно определить среднее направление ветра.

4. Метеорологическая видимость

Примеры: 1400 1200NE; 9999; 0350 0150W

VVVV (Dv) (VxVxVxVxDv) — горизонтальная видимость у поверхности земли (метеорологическая дальность видимости).

VVVV — значение видимости в метрах.

9999 — видимость более 10км.

Если видимость в различных направлениях неодинакова (разница между минимальным значением и видимостью в любом другом направлении не менее 50%), сообщается минимальная видимость.

Dv — направление, в котором эта видимость наблюдается:

N — NORTH – север; S — SOUTH – юг; — EAST – восток; W — WEST — запад.

VxVxVxVxDv  — группа включается в сводку, когда минимальная видимость на аэродроме 1500м, а максимальная видимость — более 5000 м.

VxVxVxVx— значение максимальной видимости.

5. Дальность видимости на ВПП

Примеры: R24R/P2000D; R14L/1400U

RDrDr / VrVrVrVri или RDrDr / VrVrVrVrVVrVrVrVri — дальность видимости на ВПП

Включается в сводку, если либо горизонтальная видимость у земли, либо видимость на ВПП менее 1500 м.

R – RUNWAY — ВПП — отличительная буква группы.

DrDr — номер полосы (дается двумя цифрами).

Для указания параллельных полос к номеру добавляются буквы:

L — left — левая; C — central — средняя (центральная); R — right – правая.

VrVrVrVr— среднее значение дальности видимости на ВПП за 10-минутный период в метрах.

— тенденция изменения дальности видимости на ВПП в течение 10-минутного периода:

U — upward – улучшалась; D — downward- ухудшилась; N — no change — не изменялась.

Если в течение 10-минутного периода, предшествующего сроку наблюдения, экстремальные одноминутные средние величины видимости отличаются от средней величины за 10-минутный период более, чем на 50 м или 20% (в зависимости от того, что больше), указывается не среднее значение видимости, а минимальное и максимальное:

RDrDr / VrVrVrVrVVrVrVrVri, где V — отличительная буква группы.

Если RVR выше максимального значения, которое может быть оценено с помощью используемой системы, то должен ставиться буквенный указатель P (peak),

а если ниже минимального значения — M (minimum).

6. Явления погоды

Примеры: -SHRA; FZFG; TSRA

W′W′ — особые явления погоды в срок наблюдения.

Явления погоды:

SN – snow (снег)

RA – rain (дождь)

DZ – drizzle (морось)

SG – snow grains (снежные зерна)

GR – hail (град)

FG – fog (туман)

BR – mist (дымка)

FU – fume (дым)

VA – volcanic ash (вулканический пепел)

HZ – haze (мгла)

SA – sand (песок)

DU – dust (пыль)

SQ – squall (шквал)

SS – sand storm (песчаная буря)

DS – dust storm (пыльная буря)

TS – thunderstorm (гроза)

Описание явлений:

“ – light (слабый)

+” – heavy (сильный)

  ” – moderate (умеренный)

SH – shower (ливневой)

ML – shallow (тонкий)

VC – vicinity (вблизи)

BC – patches (клочья)

DR – low drifting (поземок)

BL – blowing (низовая метель)

FZ – freezing (переохлажденный)

PR – partial (частичный)

RE – recent (недавний)

7. Облачность

Примеры: OVC006; SCT023CB; BKN080; VV001

NsNsNshshshs или VVhshshs — облачность или вертикальная видимость.

NsNsNs— количество облаков кодируется трехбуквенными сокращениями:

FEW — несколько, незначительно, мало, 1-2 октанта;

SCT — scattered — рассеянные, разбросанные облака, 3-4 октанта;

BKN — broken — разорванная, значительная облачность, 5-7 октантов;

OVC — overcast — сплошная облачность, 8 октантов.

hshshs — нижняя граница облаков указывается тремя цифрами в сотнях футов.

Чтобы определить высоту в метрах цифры следует умножить на 30, а в футах на 100.

Тип облачности указывается только при наличии кучево-дождевых (СВ cumulonimbus) и мощно-кучевых башенкообразных (TCU towering cumulus) облаков.

Если количество и форму облаков определить невозможно, передается вертикальная видимость.

VVhshshs VV — vertical visibility – вертикальная видимость,

hshshs – значение вертикальной видимости.

SKC — sky clear – ясно, если облаков нет.

NSC — no significant clouds – нет существенной облачности, если нет кучево-дождевых облаков и облаков ниже 1500м (5000ft)

Индикатор благоприятной погоды

Примеры: CAVOK

CAVOK — cloud (ceiling) and visibitily OK — погода хорошая

Включается в сводку вместо метеорологической видимости, дальности видимости на ВПП, явлении погоды и количества облачности и ее нижней границы (4, 5, 6 и 7 пункт в METAR соответственно)

Используется в случае если наблюдаются следующие условия:

— видимость 10 км и более;

— отсутствуют облака ниже 1500м (5000ft) или ниже верхнего предела МБВ по секторам, нет кучево-дождевых облаков любой высоты;

— нет грозы, осадков, поземного туманы, пыльной и песчаной бури, поземка (пыльного, песчаного или снежного).

8. Темпратура и точка росы

Примеры: M24/M27; 12/04

T′T′/T′dT′d — Температура воздуха и точки росы в целых градусах Цельсия

T′T′ — температура воздуха.

T′dT′d — точка росы.

Если значения ниже нуля, то добавляется буква М (minus).

9. Давление

Примеры: Q1021; Q0991

QPhPhPhPh — Давление.

— отличительная буква группы.

PhPhPhPh — значение давления QNH в гектопаскалях (НРА, hPa, гПа).

Если в соответствии с национальным решением, давление измеряется в дюймах ртутного столба (inches of Mercury), то передается до сотых долей дюйма.

10. Дополнительная информация, состояние ВПП

Примеры: WS ALL RWY; R24R/420245; R34/810160; R12/CLRD65; R88/290050; RE RA

Дополнительная информация включается в сводку с фактической погодой в следующих случаях:

1. Необходимо сообщить об опасных явлениях погоды, закончившихся перед сроком наблюдения.

REW′W′RE — recent – недавний.

W′W′ — явление погоды.

2 .Если на траекториях взлета или захода на посадку, в слое между ВПП и 500 м наблюдается сдвиг ветра. 

WS RWYDRDR или WS ALL RWY WS — wind shear — сдвиг ветра.

RWY — runway -взлетно-посадочная полоса.

DRDR — номер ВПП.

ALL – все.

TKOF — take off — для траектории взлета.

LDG — landing — для траектории посадки.

RrRrErCRererBrBr  — cостояние ВПП (runway state message).

I. RrRr — номер ВПП (runway designator).

1.параллельные ВПП: левая ВПП — указывается номером, правая ВПП — увеличивается на 50.

2.информация дается для всех полос – 88.

3.информация повторяется из последнего сообщения – 99.

II.Er – характеристика условия покрытия

0 — чисто и сухо (dry and clear).

1 — влажно (damp).

2 — мокрая ли вода местами (wet or water patches).

3 — иней или изморозь (rime or frost).

4 — сухой снег (dry snow).

5 — мокрый снег (wet snow).

6 — слякоть (slush).

7 — лед (ice).

8 — уплотненный или укатанный снег (compacted or rolled snow).

9 — замерзшая или не ровная поверхность (frozen ruts or ridges).

/ — тип отложений не указываются (type of deposit not reported).

III. CR — степень покрытия ВПП (contamination).

1 менее 10% ВПП покрыто.

2 — от 11% до 25%.

5 — от 26% до 50%.

9 — от 51% до 100%.

/ — нет данных

IV. eReR — толщина покрытия ВПП

00 — менее 1мм.

01 — 1мм

02 – 2мм

90 – 90мм

91 — в коде не применяется

92 – 10см

93 – 15см

94 – 20см и т.д.

98 – 40см

99 — ВПП не работает

// — нет измерений или толщина покрытия незначительна.

V. BRBR — коэффициент сцепления или эффективности

торможения (braking action or friction coefficient).

а) коэффициент сцепления.

б) эффективность торможения

95 — хорошая (good) =0,40 и выше

94 — средняя/хорошая (medium/good) =0,39 – 0,36

93 — средняя (medium, average) =0,35 – 0,30

92 — плохая/средняя (between poor/medium) =0,29 — 0,26

91 — плохая (poor) =0,25 и ниже

99 — ненадежное измерение (из-за снега, слякоти и т.д.)

// — нет данных или ВПП не работает.

Иногда вместо II, III и IV группы даются сокращения: CLRD — чистая; CLSD –закрыта. Вместо II, III, IV, V групп встречаются буквы SNOCLO (закрыта снегом), RRRR // 99// — ВПП закрыта чисткой.

11. TREND – прогноз изменения погоды

Примеры: TEMPO 0300 FG VV002

Прогноз изменения отдельных метеоэлементов составляется на ближайшие два часа от срока наблюдения. В прогноз типа «TREND» включаются только те метеоэлементы, значение которых будут существенно изменяться.

ТТТТТ — указатель характера прогнозируемых изменений.

BECMG – (becoming) – ожидаются устойчивые изменения

TEMPO – (temporary) — временами ожидаются изменения

NOSIG – без существенных изменений.

ТТGGgg — время или период, в течении которых будут происходить изменения.

FM — (from) — от — для указания начала периода;

TL — (till) — до — для указания окончания периода;

АТ — на — для указания конкретного момента времени, в который ожидается изменение метеоусловий.

GGgg — часы и минуты (UTC), время изменения метеоусловий.

12. Ремарка

Примеры: QFE760/1014; OBST OBSC; QBB090

RMK — Ремарка.

1. Фактическая высота нижней границы облаков или вертикальной видимости в метрах.

2. Давление на аэродроме QFE.

3. Данные ветра, если порыв меньше 5 м/с.

4. Данные МРЛ.

5. Наличие обледенения, турбулентности.

6. Закрытие препятствий.

7. Состояние ВПП.

8. Другая информация.

Указатель RMK сообщает о начале раздела, содержащего информацию, включенную согласно национальному решению, которая не должна распространяться в международном масштабе. После указателя RMK может быть включена любая другая дополнительная информация для внутреннего (внутри страны) пользования. Открытым текстом с принятыми сокращениями.

Источники из статьи: https://skynav.ru/likbez/metar/

ИИ-помощник от SkyMoments

Altair поможет разобраться, уточнить детали, объяснить непонятное