SPECI в авиации: что это за метеосводка и как она используется
После материалов о METAR и TAF мы завершаем обзор основных типов авиационных метеосводок. Сегодня обсудим SPECI — третий тип сводки, который, в отличие от двух предыдущих, не выходит по расписанию, а публикуется только при существенных изменениях в погодных условиях.
13 апреля 2025 г.

SPECI (от Special Weather Report) — специальная метеосводка, которая выпускается, когда погодные условия на аэродроме внезапно меняются и могут повлиять на безопасность полётов.
Когда выпускается SPECI
SPECI оформляется по тем же стандартам, что и METAR, но публикуется только при наступлении одного или нескольких из следующих условий:
- Резкое ухудшение или улучшение видимости (включая вертикальную);
- Изменение облачности: появление или исчезновение слоёв ниже установленных порогов (например, BKN015);
- Начало или окончание значимых погодных явлений (гроза, снегопад, туман, сильный дождь и т.д.);
- Существенное изменение направления или скорости ветра (включая порывы);
- Изменение давления (QNH) или температуры, влияющее на расчёты и процедуры;
- Зафиксированы опасные явления в зоне ВПП — например, сдвиг ветра.
SPECI обязателен для публикации, если изменения влияют на безопасность взлёта, посадки или руления. Он также может быть инициирован по запросу диспетчерской службы или экипажа.
Формат SPECI
По структуре SPECI полностью повторяет METAR. Единственное отличие — в заголовке: вместо слова METAR будет стоять SPECI.
Пример:
SPECI UUEE 131412Z 28015G25MPS 3000 -RA BKN015 07/03 Q1003
Расшифровка аналогична METAR: указание места, времени, направления и силы ветра, видимости, погодных явлений, облачности, температуры, точки росы и давления. Подробнее разбираем в статье про METAR.
Зачем он нужен
SPECI обеспечивает оперативное информирование всех участников полётной деятельности о текущем состоянии погоды. Это особенно важно в условиях нестабильной обстановки, когда данные METAR могут не отражать актуальную ситуацию.
Для пилотов это может стать основанием для изменения схемы захода или принятия решения об уходе на запасной аэродром. Для диспетчеров и наземных служб это сигнал к пересмотру процедур, смене полосы или предупреждению других экипажей.
SPECI представляет собой мгновенную реакцию системы наблюдения. Он не заменяет METAR, а дополняет его, заполняя критический временной промежуток между плановыми сводками.
ИИ-помощник от SkyMoments
Altair поможет разобраться, уточнить детали, объяснить непонятное