Ram Air Turbine (RAT): аварийная турбина, которая может спасти полёт

В этом статье расскажем о работе и значении аварийной турбины Ram Air Turbine (RAT) на современных лайнерах.

1 мая 2025 г.

Ram Air Turbine (RAT): аварийная турбина, которая может спасти полёт

RAT (Ram Air Turbine) — это аварийная турбина, использующая набегающий поток воздуха для экстренного обеспечения энергией критически важных систем воздушного судна в случае полной утраты основного и резервного электроснабжения. Устройство представляет собой компактную турбину, встроенную в фюзеляж или крыло, которая может выдвигаться по команде экипажа или автоматически при определённых условиях отказа.

На большинстве современных самолётов система является пассивной: она не требует запуска двигателей и начинает функционировать исключительно за счёт встречного потока воздуха во время полёта.

Принцип действия

После активации RAT выдвигается наружу и начинает вращаться под воздействием набегающего потока. Турбина соединена с аварийным генератором и/или гидравлическим насосом, которые обеспечивают энергией следующие компоненты:

  • основную навигационно-связную аппаратуру (включая радиосвязь и первичные дисплеи),
  • системы Fly-by-Wire (в электрических системах управления),
  • одна из гидравлических систем (обычно «Blue» у Airbus или вспомогательный у Boeing),
  • ограниченное количество электрических и электронных приводов.

Конфигурация системы зависит от типа воздушного судна. На большинстве Airbus RAT обеспечивает как электричество, так и давление в гидросистеме, тогда как на Boeing чаще всего — только электрическую мощность. Система сертифицируется с учётом сценариев полной потери тяги и энергии.

Технические параметры

Диаметр RAT варьируется от 30 до 80 см. Несмотря на компактные размеры, мощность, которую она может вырабатывать, достигает 5–70 кВт, что достаточно для поддержания минимально необходимого уровня функционирования бортовых систем. Турбина предназначена для работы при скорости полёта от 250 узлов и выше, а её эффективность снижается при уменьшении скорости.

Важно отметить, что RAT не поддерживает работу таких систем, как кондиционирование, внутреннее освещение, вторичные дисплеи, инерциальные референтные системы и большинство вспомогательных блоков. Её основная задача — обеспечить пилотам возможность управлять самолётом и безопасно приземлиться.

Применение на практике

Ярким примером использования RAT стал инцидент 24 августа 2001 года с рейсом Air Transat 236. Airbus A330, выполнявший рейс из Торонто в Лиссабон, потерял всё топливо из-за утечки, вызванной неправильной заменой компонента топливной системы. На высоте около 11 000 метров самолёт остался без тяги обоих двигателей.

В условиях полной потери энергоснабжения на борту автоматически развернулась RAT, что позволило обеспечить работу основных дисплеев, системы Fly-by-Wire и управление гидросистемами. Экипаж смог проложить маршрут на расстояние около 120 км до военного аэродрома на Азорских островах и успешно посадить самолёт с выключенными двигателями. На борту находились 306 человек, и никто не пострадал.

Этот случай стал образцовым примером работы RAT в рамках сертификации и продемонстрировал эффективность системы в реальных условиях.

Значение для конструкции ВС

RAT является обязательным элементом на ряде типов гражданских воздушных судов в соответствии с требованиями сертификации FAR/CS 25.1309 и другими нормативами. Наличие этой системы позволяет получить допуск на выполнение ETOPS-полётов (Extended-range Twin-engine Operations) с учётом полной потери тяги. Кроме того, RAT является неотъемлемой частью проектирования современных систем энергобезопасности.

Установка RAT характерна для следующих самолётов:

  • Airbus A320, A330, A350 — интегрирована в центральную часть фюзеляжа или под крылом, связана с электрогидравлическими системами;
  • Boeing 787 — компактная электрическая версия RAT, выдающая около 15 кВт;
  • Embraer E-Jet и ATR 72 — более простые модификации, предназначенные для аварийного электропитания.

Заключение

RAT — один из незаметных, но ключевых компонентов современной системы безопасности полёта. Её задача — не заменить все бортовые системы, а сохранить минимальную работоспособность самолёта в критических условиях, когда отказывают двигатели, генераторы и отсутствуют другие источники энергии.

Хотя активация RAT происходит крайне редко, её наличие может стать решающим фактором между аварийной посадкой и катастрофой. Система не требует участия экипажа для включения и считается последним резервом в случае полной потери управления.

ИИ-помощник от SkyMoments

Altair поможет разобраться, уточнить детали, объяснить непонятное