Себестоимость авиарейса: из чего складываются расходы авиакомпаний

В последнее время много говорится о завышенных ценах на авиабилеты. Давайте вместе с сообществом Every Flight на примере рейса по маршруту Домодедово-Толмачёво-Домодедово разберёмся так ли это.

23 декабря 2024 г.

Себестоимость авиарейса: из чего складываются расходы авиакомпаний

Рассмотрим разворотку DME-OVB-DME на A320 neo. В А320 neo помещается 8 пассажиров бизнеса и 156 эконома. Рабочее время экипажа составит ~11,3 часа, а в экипаже работают два пилота и пять бортпроводников. 

Экипаж

При заработной плате бортпроводников в размере 178.000руб для старших бортпроводников и 138.000руб рядовым бортпроводников при налёте 60 часов, на бортпроводников уйдёт около 137.500 рублей Пилоты же получают около 543.000руб для КВС и 283.000руб для второго пилота при налёте в 70 часов. Тогда на пилотов уйдёт около 133.000 рублей. 

Итого на оплату работы экипажа потребуется 270.000 рублей

Еда

В полёте пассажиров нужно будет покормить. На данном направлении пассажиры всех классов обслуживания могут рассчитывать на питание. Домодедово кейтеринг продаёт авиакомпаниям горячее питание эконом-класса по 760 рублей, а бизнес-класса по 3040 рублей. 

Итого на питание уйдёт 142.880 рублей. 

Топливо

Airbus А320 neo потребляет 2,1 тонны топлива. Тогда за рейс самолёт израсходует около 16,8 тонн. В домодедово авиационное топливо (за тонну) стоит 82200 рублей + 1890 рублей за хранение + 2690 за заправку, итого 86780 рублей за тонну. 

Тогда расходы на топливо составят 1.457.904 рублей.

За что ещё надо заплатить в Домодедово?

Взлет-посадка 500 рублей за тонну или 39.000 за А320neo, стоянка - 5% от цены взлёта-посадки или 3.900 за два часа, обеспечение авиационной безопасности 394 рубля за тонну или 30.732 рубля за A320neo, предоставление аэровокзального комплекса (внутренние воздушные линии) 230 рублей за пассажира + обслуживание пассажиров (внутренние воздушные линии) 530 рублей за пассажира или 124.640 за разворотку. 

Итого 198.272 рубля. 

Сколько заплатить за обслуживание рейса

Обеспечение приема и выпуска ВС 10.780 рублей, посадка/высадка пассажиров (телетрап) 7890 р/ч или 11.835 за 1,5 ч, буксировка ВС 10.900 рублей, за разворотку 21.800 рублей, внутренняя уборка 8300 рублей, противообледенительная обработка 355 USD или 36.210 рублей, центровка ВС 950 рублей, доставка борпитания на ВС, его передача. разгрузка и размещение 6290 рублей, разработка одного маршрута с записью в бортовую систему 570 USD или 58.140 рублей, расходники: в уборные 39,6 USD, подголовники одноразовые 65,6 USD, итого 105,2 USD или 10.730 рублей, проведение медицинского осмотра 2,5 USD или 1785 рублей за экипаж, предоставление систем регистрации а/п Домодедово 0,53 USD/пассажир или 8865 рублей за рейс, формирование пакета документов по рейсу 50 USD или 5100 рублей. 

Итого 180.785 рублей.

Теперь посчитаем сколько придётся заплатить аэропорту Толмачёво

Взлёт-посадка + обеспечение безопасности 916 р/т или 71.448 рублей за A320neo, предоставление аэровокзального комплекса 272 р/п или 44.608 рублей за рейс, обслуживание пассажиров 524 р/п или 85.936 рублей за рейс, телетрап 20.913 р/ч, распечатка и предоставление вылетных документов 1282 рубля.

Итого 224.214 рублей.

Самое время посчитать итоговую стоимость разворотного рейса Москва-Новосибирск-Москва, а она составит 2.474.855 рублей 

При этом расходы на топливо составляют больше половины от всех расходов. Если предположить, что все места заняты, а все билеты были проданы по стандартным тарифам (что бывает очень редко), то пассажиры бизнеса потратят около 939 тысяч рублей, тогда на пассажиров эконома останется 1 485 855 расходов или же 4762 рубля на пассажира. Если покупать билет туда-обратно хотя бы за месяц, то он обойдётся примерно в девять тысяч рублей. Тогда прибыль компании составить около 34%.

Но стоит отметить, что мы не учли, что авиакомпании надо платить за лизинг, обслуживание ВС, работу сайта, приложения, офисным сотрудникам, а также расходы на часто летающих пассажиров. 

Да и бизнес класс обычно заполняется по большей части апгрейдами, а в эконом-классе не редко летают дети (которым предоставляется скидка) и другие льготные категории пассажиров. 

При этом чистая прибыль S7 Airlines в 2023 году составила 37 млрд рублей при обороте в 186,5 млрд рублей. Таким образом чистая прибыль составила около 19% от оборота, что даже ниже ставки по депозитам.

Можно сделать вывод, что никакое регулирование не поможет снизить цены на авиабилеты.

Powered by Froala Editor

ИИ-помощник от SkyMoments

Altair поможет разобраться, уточнить детали, объяснить непонятное