Что такое NOTAM и почему пилоты обязаны его читать перед полётом
В этой статье расскажем о НОТАМ, что с английского NOTAM — NOtice To AirMan.
Vinetsky Anton, 1 Февраля 2025
NOTAM (Notice To Airman, недавно было NOtice To Air Missions, но вернулись к Airman) — уведомление, содержащее информацию о создании, состоянии или изменении любого аэронавигационного средства, услуги, процедуры или опасности, своевременное знание которой необходимо для персонала, связанного с выполнением полетов.
Когда выпускают НОТАМ
NOTAM выпускаются национальными властями по ряду причин, например:
• Опасности, такие как авиашоу, прыжки с парашютом, полеты на планерах и т.д;
• Полеты важных персон, таких как главы государств;
• Закрытые взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки и т.д;
• Неисправные радионавигационные средства;
• Военные учения с вытекающими отсюда ограничениями воздушного пространства;
• Неисправные огни на высоких сооружениях;
• Временное возведение препятствий вблизи аэродромов (например, кранов).
Типы и серии NOTAM
NOTAM классифицируются по сериям и типам в зависимости от их назначения и содержания. Вот основные категории:
• NOTAM A — уведомления, касающиеся аэронавигационных помех и важных изменений, которые имеют длительное значение. Обычно они касаются изменений в аэропортовой инфраструктуре, работах на взлетно-посадочных полосах, и других изменениях, которые могут повлиять на эксплуатацию.
• NOTAM B — временные изменения, такие как временные ограничения полётов, проведение ремонтных работ и другие временные условия, которые влияют на авиационную деятельность.
• NOTAM C — информация о военных учениях, тестированиях систем и других событиях, которые могут временно влиять на доступность воздушного пространства или аэронавигационных средств.
• NOTAM D — другие важные эксплуатационные данные, которые не подходят под категории A, B или C, но которые необходимо знать авиационному персоналу.
• SNOWTAM — специализированные NOTAM, касающиеся снежных условий на аэродромах.
• ASHTAM — сообщения о вулканическом пепле, которые важны для маршрутов полета, проходящих вблизи активных вулканов.
Формат NOTAM и как его читать
В США НОТАМы имеют собственный, «внутренний» формат, хотя некоторые из них публикуются и в формате ИКАО. Однако FAA изменяет внутренний формат, чтобы он соответствовал формату ИКАО. По данным AOPA, переход произойдет в декабре 2024 года. После этого FAA больше не будет использовать внутренний формат. Поэтому в этой статье разберем NOTAM только в формате ICAO, который используется по всему миру:
• Первая строка содержит идентификатор НОТАМа (серию, номер, год), тип извещения (N — введение нового, R — замена, C — отмена), также может содержать идентификатор другого НОТАМа, который заменяется текущим.
• Q (Щ) — содержит информации о тех, кому предназначен НОТАМ и его краткое описание. Служит в основном для автоматизированной обработки.
• A (А) — содержит код аэродрома по ИКАО или код РЦ УВД, к которым относится НОТАМ.
• B (Б) — дата и время начала действия НОТАМ по UTC.
• С (Ц) — дата и время окончания действия НОТАМ по UTC.
• D (Д) — уточняет время действия НОТАМ в пределах определенного выше срока, например, несколько часов в день.
• E (Е) — содержит полное описание НОТАМ.
• F (Ф) — необязательный пункт, содержащий информацию о нижней границе интервала высот, к которым относится извещение.
• G (Г) — необязательный пункт, содержащий информацию о верхней границе интервала высот.
Рассмотрим реальный НОТАМ на этом примере:
«B0667/21 NOTAMN
Q) KZAU/QMRLC/IV/NBO/A/000/999/4159N08754W005
A) KORD
B) 2106231700
C) 2106232300
E) RWY 04L/22R CLSD»
Рассмотрим это уведомление поподробнее:
• B0667/21 NOTAMN — серия (B), номер (0667), год (21) и тип извещения (N - введение нового).
Обозначение серий NOTAMа
• Q) KZAU/QMRLC/IV/NBO/A/000/999/4159N08754W005 — краткое описание данного НОТАМа:
KZAU представляет регион полетной информации (FIR) для данного NOTAM, у нас это Чикаго.
QMRLC - это код NOTAM. Код всегда начинается с Q. MR - тема для зон посадки и движения, ВПП. Состояние: (LC) закрыто.
IV означает тип движения. IV означает как IFR (I), так и VFR (V).
NBO - цель NOTAM. Данное NOTAM предназначено для эксплуатантов воздушных судов (N), для использования на предполетном инструктаже (B) и влияет на летную эксплуатацию (O).
A - область применения. A означает, что оно относится к аэродрому.
000/999 - ограничения по высоте: Этот NOTAM касается наземных вопросов, поэтому ограничения по высоте не применяются. Используются значения по умолчанию от 000 до 999.
4159N08754W005 перечислены координаты (41°59'N 087°54'W) и оперативный радиус (5 NM).
Хорошая подсказка для понимания строки Q в уведомлениях:
• A) KORD — местоположение аэродрома или FIR, в котором сообщается об изменении условий.
• B) 2106231700 — время и дата начала в UTC.
• C) 2106232300 — время и дата окончания в UTC.
• D) Расписание используется только в том случае, если NOTAM является повторяющимся. Это NOTAM не является повторяющимся, поэтому в нем нет строки D.
• E) RWY 04L/22R CLSD — условие NOTAM, в нашем случае это ВВП 4 левая и 22 правая закрыты.
• F) Нижний предел высоты, который используется только в NOTAMах воздушного пространства.
• G) Верхний предел высоты, который используется только в NOTAM для воздушного пространства.
Второй пример с реальным НОТАМом, запрещающий все полеты в аэропорту Дамаска кроме тех, что получили специальное разрешение, с 2 января 11:00 UTC до 05:00 UTC 7 января 2025:
«A0001/25 NOTAMR A0263/24
Q) OSTT/QFALT/IV/NBO/A/000/999
A) OSDI
B) 2501021100
C) 2501070500
E) ALL FLIGHTS TO/FROM DAM A/P ARE SUSPENDED EXCEPT BY SPECIAL PERMISSION FROM SCAA»
Третий пример на русском:
«П8858/19 НОТАМР П7922/19
Щ)УУЬЬ/ЩВВЛВ/ИЖ/НБО/В/000/510/5638С16119В150
А)УХПП УХММ Б)1907190736 Ц)1908231200 РАС4
Е)ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА ШИВЕЛУ4 300270 5638N16119E ПРОДОЛЖАЕТСЯ. В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ ВОЗМОЖНЫ ПЕПЛОВЫЕ ВЫБРОСЫ ДО 10-15 КМ. АВИАЦИОННЫЙ ЦВЕТОВОЙ КОД ОРАНЖЕВЫЙ. АЭРОЗОЛЬНЫЕ И ПЕПЛОВЫЕ ШЛЕЙФЫ МОГУТ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ПОЛЕТОВ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ И МЕСТНЫМ АВИАЛИНИЯМ. ЭКИПАЖАМ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ОТСЛЕЖИВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ИНФОРМАЦИИ SIGMET ПО УКАЗАННОМУ РАЙОНУ.
Ф)ПОВЕРХНОСТЬ Г)ЭШ510»
Итог
NOTAM (NOtice To Air Missions) — извещение для персонала, связанного с выполнением полетов, содержащее информацию о создании, состоянии или изменении любого аэронавигационного средства, услуги, процедуры или опасности, например об извержении вулкана. Имеет свои типы, классы и формат.
Powered by Froala Editor
Новые статьи про Авиацию каждую неделю! Следите за ними в Telegram и ВКонтакте.
Поиск дешевых авиабилетов
Читайте так же

Reversionary Modes: как самолёт сохраняет управляемость при отказах автоматики
2025-06-14

Органы управления полётом: элероны, руль высоты, руль направления, вертикальный и горизонтальный стабилизаторы
2025-06-09

Экранная кабина: как пилоты используют PFD, ND, ECAM, EICAS и MFD
2025-06-09

Механизация крыла: как работают закрылки, предкрылки, спойлеры и интерцепторы
2025-06-08