Braathens International и PLAY Airlines объявили о банкротстве

Банкротство Braathens International и PLAY Airlines подчеркивает уязвимость бизнес-моделей в Северной Европе. Анализ выявляет критические ошибки в стратегии.

30 сентября 2025 г.

#Мировая Авиация#Braathens International Airways#PLAY Airlines#Авиакомпании
Braathens International и PLAY Airlines объявили о банкротстве

Сразу две авиакомпании Северной Европы объявили о банкротстве: шведская Braathens International Airways и исландская PLAY Airlines. Решения последовали с разницей всего в один день и стали новым ударом по рынку региональных чартерных и лоукост-перевозок.

Крах Braathens International

Braathens International Airways, основанная в 2022 году для чартеров на Airbus A319/A320, подала заявление о банкротстве в Стокгольмском суде. Компания немедленно остановила полёты, что затронуло около 200 сотрудников и туроператоров, включая Ving и Apollo.

Совет директоров пытался свернуть Airbus-программу и сконцентрироваться на парке ATR72-600, но найти финансирование не удалось. «К сожалению, нам не удалось получить финансирование, необходимое для контролируемого сворачивания деятельности, и я понимаю, что все, кого это коснулось, испытывают печаль, шок и разочарование. Сейчас у нас нет другого выбора, кроме как провести реструктуризацию и сосредоточиться на той части бизнеса, которая может обеспечить долгосрочную прибыльность», — заявил Пер Г. Бротен, председатель совета и основной владелец группы.

В Airbus-подразделение с момента основания вложили свыше 70 млн евро, но бизнес так и не стал прибыльным. При этом региональные перевозки Braathens Regional Airlines и ACMI-операции на ATR72-600 продолжатся без изменений.

PLAY Airlines: повторение истории WOW

На следующий день о прекращении деятельности объявил исландский лоукостер PLAY Airlines. Авиакомпания полностью остановила рейсы и оставила тысячи пассажиров без перевозки. Под удар попали около 400 сотрудников.

«Это решение является самым болезненным из всех возможных в данной ситуации и было принято только потому, что все другие варианты были исчерпаны. Совет директоров искренне приносит извинения всем, кто пострадал от этого решения», — говорится в заявлении Fly Play.

Причинами стали хронические убытки, слабые продажи билетов и поздняя смена стратегии. В 2024 году перевозчик отказался от масштабных трансатлантических планов и сосредоточился на Европе и Канарах, однако меры оказались запоздалыми. Основанная в 2021 году как преемник WOW Air, компания не смогла добиться устойчивой прибыльности.

Анализ

Два банкротства подряд стали индикатором уязвимости бизнес-моделей в Северной Европе. Для Braathens International фатальными стали издержки и зависимость от туроператоров, для PLAY — отсутствие долгосрочной стратегии и переоценка спроса. «Ошибки в планировании и медленные решения обходятся слишком дорого, когда речь идёт об авиации», — отмечают аналитики.

На фоне устойчивой работы ATR-сегмента Braathens ясно, что низкомаржинальные чартеры и лоукост-маршруты без сильной финансовой подушки практически обречены. Скандинавский и исландский рынки в очередной раз подтверждают репутацию «сложных» для новых авиапроектов.

X-Shop | Дополнения для авиасимуляторов: aviashop.online

  • 🛒 Высокое качество обслуживания.
  • ⚡️Отзывчивая техническая поддержка.
  • 🌐 Возможность оплаты иностранной картой по всему миру.
Логотип магазина

ИИ-помощник от SkyMoments

Altair поможет разобраться, уточнить детали, объяснить непонятное