Wizz Air отложил поставку 88 самолётов Airbus и отказался от большей части A321XLR
Wizz Air отложил поставку 88 самолётов Airbus и сократил заказ на A321XLR. Это отражает пересмотр стратегии компании в условиях текущих рыночных реалий.
10 ноября 2025 г.

Wizz Air договорился с Airbus о перестройке графика поставок новых самолётов. Венгерская авиакомпания отложит получение 88 бортов семейства A320neo и резко сократит заказ на A321XLR. Общий размер портфеля заказов остаётся прежним — 273 самолёта Airbus, но сроки и структура изменились.
Соглашение переносит 88 самолётов семейства A320neo, которые должны были прийти до конца 2030 финансового года, на период до 2033 года. Wizz Air позиционирует этот шаг как выравнивание темпов роста под более устойчивую и прибыльную траекторию.
Перенос поставок позволит авиакомпании ограничить годовой рост кресельной ёмкости на уровне 10-12% до конца десятилетия. Аналитики отмечают, что это более сдержанный темп по сравнению с прежними скачками на 15-20%, которые многие считали неустойчивыми.
Пересмотр планов по A321XLR
Помимо переноса поставок Wizz Air сокращает заказ на A321XLR с 47 до 11 самолётов. В это число входят пять бортов, уже переданных авиакомпании, первый из которых прибыл в мае 2025 года. Wizz Air стал третьим в мире оператором этого типа.
36 позиций A321XLR не отменяются полностью, а конвертируются в заказ на стандартные A321neo, которых у авиакомпании уже 94 в эксплуатации.
"Высокие цены на топливо, расходы на экипажи и слабый спрос на премиум-лайт дальнемагистральные рейсы оказались непреодолимыми для Wizz Air", — заявил генеральный директор Йозеф Варади на презентации результатов второго квартала. Он добавил, что ультрадальние перевозки на узкофюзеляжных самолётах оказались слишком нишевым сегментом для их структуры затрат.
Контекст решений
Сокращение заказа на сверхдальнюю версию совпадает с недавним закрытием дочерней структуры в Абу-Даби, где планировалось активно использовать A321XLR для длинных маршрутов. Кроме того, авиакомпания объявила о закрытии базы в Вене, хотя эффект частично компенсирован расширением других баз в Восточной Европе, в частности в Братиславе и Ереване.
Оба закрытых проекта строились на возможностях A321XLR, который способен летать до 4700 морских миль, связывая второстепенные европейские города с направлениями в регионе Персидского залива и дальше. Поскольку эти рынки не взлетели так, как ожидалось, стратегия использования XLR была пересмотрена.
Изменение графика поставок происходит на фоне проблем с двигателями Pratt & Whitney GTF, которые стоят на более новых самолётах семейства A320. Кризис с двигателями, начавшийся в 2023 году, обошёлся Wizz Air в сотни миллионов в виде компенсаций и упущенной выручки. Авиакомпания ожидает, что ситуация будет в основном решена к концу 2026 года.
Финансовые показатели
В июле 2025 года Wizz Air отчиталась о снижении операционной прибыли примерно на 38% в первом квартале 2026 финансового года. Прибыль упала до €27,5 млн против €44,6 млн годом ранее. Авиакомпания связала падение с выросшими аэропортовыми сборами, расходами на обслуживание и амортизацией, а также с простоями самолётов из-за двигателей GTF.
Перенос поставок снимает краткосрочное давление на баланс компании, сохраняя гибкость для роста мощностей после завершения проблем с двигателями. Wizz Air подтвердил цель перехода на полностью NEO-флот к 2029 календарному году с постепенным выводом всех оставшихся самолётов старого поколения A320ceo. Это позволит завершить переход на два года раньше первоначального плана.
Решения Wizz Air отражают масштабный поворот от агрессивной экспансии последних лет к балансу между ростом и прибыльностью. Авиакомпания сталкивается с жёсткой конкуренцией со стороны Ryanair и easyJet, которые показывают более стабильные финансовые результаты. Перенос 88 самолётов до 2033 года даёт передышку, но одновременно сдвигает на годы возможность нарастить долю рынка в ключевых регионах.
Отказ от большей части A321XLR говорит о том, что попытка захватить нишу ультрадальних узкофюзеляжных перевозок не оправдалась. Это предостережение для других лоукостеров, которые рассматривают похожие стратегии — экономика таких операций требует не только подходящего самолёта, но и спроса на маршрутах, устойчивых цен на топливо и готовности пассажиров платить за длинные рейсы на узких бортах.
ИИ-помощник от SkyMoments
Altair поможет разобраться, уточнить детали, объяснить непонятное