Что такое стабилизированный заход на посадку и зачем он нужен
В этой статье мы рассмотрим стабилизированный заход на посадку — одну из важнейших процедур в авиации, обеспечивающих безопасность приземления самолетов. Мы обсудим, что такое стабилизированный, а что нестабилизированный заход и его основные критерии.
15 декабря 2024 г.

Стабилизированный заход - это важная процедура, используемая в авиации, которая обеспечивает безопасность и точность при посадке воздушного судна. Стабилизированный заход предполагает, что все основные параметры полета воздушного судна (такие как скорость, высота, направление и скорость снижения) остаются постоянными или изменяются очень медленно и предсказуемо.
Нестабилизированный заход на посадку — ситуация, соответственно наоборот, когда самолет не выполняет заход на посадку с соблюдением установленных параметров и стандартов.
Критерии нестабилизированного захода
В соответствии с Федеральными Авиационными правилами пилотирующий пилот обязан прекратить снижение и уйти на второй круг, если:
1. наблюдаются опасные метеорологические явления.
2. скопления птиц, представляющие угрозу безопасности посадки.
3. для выдерживания градиента снижения на глиссаде снижения требуется увеличение режима работы двигателей более номинального, если это не предусмотрено РЛЭ (руководство летной эксплуатации).
4. до установления визуального контакта с ориентирами по курсу посадки сработала сигнализация принятия решения и/или опасного сближения с землей.
5. заход на посадку не стабилизирован по требованиям, установленным в РПП при достижении высоты 300м над уровнем аэродрома при полете в приборных метеорологических условиях или при достижении высоты 150м над уровнем аэродрома при полете в визуальных метеорологических условиях, если это не установлено РЛЭ.
6. до достижения DA/H (абсолютная/относительная высота принятия решения) при точном заходе на посадке или при заходе на посадку с вертикальным наведением, не установлен визуальный контакт с огнями подхода (огнями ВПП) или наземными ориентирами.
7. при неточном заходе на посадку в приборных метеорологических условиях до достижения точки прерванного захода (ухода на второй круг) не установлен визуальный контакт с огнями подхода (огнями ВПП) или наземными ориентирами.
8. положение воздушного судна в пространстве или параметры его движения относительно ВПП не обеспечивают безопасность посадки.
9. потерян визуальный контакт с огнями подхода (огнями ВПП) или наземными ориентирами при снижении ниже DA/H или MDA/H (минимальная абсолютная (MDA) или относительная (MDH) высота снижения).
10. в воздушном пространстве или на летной полосе появились препятствия, угрожающие безопасности полета.
11. расчет на посадку не обеспечивает безопасность ее выполнения

Стабилизированный заход
Заход считается стабилизированным, когда критерии, определенные в РЛЭ или SOP компании, установлены к соответствующей высоте и сохраняются на протяжении оставшейся части захода. Согласно ФАП, SOP большинства компаний в мире и рекомендаций ALAR Toolkit, эти высоты являются постоянными:
1000 футов над уровнем ВПП в приборных метеорологических условиях (IMC)
500 футов над уровнем ВПП в визуальных метеорологических условиях (VMC)
Здесь важно помнить, что цель захода – не стабилизироваться к конкретной высоте, а управлять энергией и траекторией ВС так, чтобы на протяжении всего захода оставаться в пределах условий стабилизации.
Критерии стабилизированного захода
1. Установившаяся траектория - самолёт находится на траектории, обеспечиваемой соответствующим средством наведения, которое было настроено и опознано, либо, если полёт выполняется визуально – на траектории, которая обеспечивает безопасное достижение ВПП относительно наземных препятствий.
2. Коррекция траектории - лишь небольшие изменения по курсу и тангажу требуются для выдерживания данной траектории.
3. Приборная скорость - самолёт выдерживает установленную скорость для захода на посадку (Vapp). Допускаются отклонения до +10...-5 узлов от Vapp. Необходимо отметить, что часто пилот видит "+10...-5", считая, что это границы критерия по скорости. Нет, скорость должна быть Vapp. Отклонения допускаются, когда есть тренд к возврату скорости к Vapp.
4. Конфигурация - установлена необходимая посадочная конфигурация.
5. Вертикальная скорость - вертикальная скорость снижения (Vy) не превышает 1000 фут/мин. Если условия захода требуют выдерживания повышенной вертикальной скорости крутой угол наклона глиссады, значительная попутная составляющая ветра, это должно быть оговорено дополнительно (в ходе выполнения предпосадочного брифинга).
6. Тяга - двигатели работают на режиме, соответствующем выбранной посадочной конфигурации.
7. Контрольные карты - все брифинги и карты контрольных проверок (чеклисты) выполнены.

Особые виды заходов
Специфические виды заходов считаются стабилизированным, если обеспечиваются следующие условия:
1. При выполнении захода по ILS или GLS отклонения по курсу и глиссаде не должны превышать одну точку (либо половину расширенной шкалы курсовых отклонений).
2. При выполнении захода с применением кругового маневрирования (circling approach) самолет должен быть выведен из крена на предпосадочной прямой до достижения высоты 300 футов над аэродромом.
3. При выполнении визуального захода (или визуальной части инструментального захода на посадку) вектор продолженного движения ВС на высоте 100 футов над торцом ВПП не должен выходить за ширину ВПП.
Что еще важно?
Если в полете не удается выполнить стандартные критерии стабилизированного захода, то в этих условиях экипаж должен как минимум: знать о возможности отклонения от стандартных критериев; оценить риск отклонения; определить разумные пределы отклонения; определить процедуры взаимодействия в новых нестандартных ситуациях. Не все пилоты понимают, почему необходимо обсуждать дополнительные вещи. Однако поставьте себя на место Pilot Monitoring, которому не нужно читать ваши мысли. У него своя ответственность в этом полете - увидеть, что критерии стабильного захода превышены, и объявить «UNSTABILISED, GO AROUND!». Так что успех захода с этого момента будет зависеть от того, насколько хорошо вы оба понимаете детали захода.
Итог
Стабилизированный заход - это процедура, которая обеспечивает безопасность и точность при посадке воздушного судна. В этой статье мы написали критерии когда заход стабилизирован.
Нестабилизированный заход - это нежелательное состояние воздушного судна на посадке, которое можно исправить только путем выполнения прерванного захода или ухода на второй круг. В этой статье мы написали случаи когда нужно «делать GO AROUND» на заходах.
Источники: https://checkcrosscheck.space/articles/stabilizedapproach
Powered by Froala Editor
ИИ-помощник от SkyMoments
Altair поможет разобраться, уточнить детали, объяснить непонятное